Лидия Дурягина
Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта логопедического занятия по теме : «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова».
Ф. И. О.
Учителя-логопеда
Дурягина Лидия Витальевна
Группа (класс, логопедическое заключение) Группа учащихся 2-го класса.
Логопедическое заключение : НВ ОНР.
Тема занятия Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова.
Цели
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциации звуков и букв Ц-Ч, Родственные слова“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Совершенствовать умение различать звуки и буквы Ц - Ч
Образовывать родственные слова, находить в тексте
Тип занятия
«Открытие нового знания»
Используемые технологии 1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Информационно-коммуникативные технологии.
Задачи Образовательные:
Дифференцировать звуки Ц-Ч и буквы Ц-Ч;
Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Находить родственные слова в тексте.
Расширять и активизировать словарь на материале темы «Подготовка зверей к зиме»
Коррекционно-развивающие:
Формировать навыки работы по инструкции;
Развивать слуховое и зрительное восприятие;
Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
Развивать навыки грамматически правильной речи.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения;
Формировать функции контроля и самоконтроля;
Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
Универсальные
Учебные действия
Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 2. Формирование интереса к учебному материалу.
Регулятивные УУД: Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: 1. На основе анализа объектов находить и выделять необходимую информацию, делать выводы.
2. Уметь применять полученные знания и анализировать выполненную работу.
Оборудование, средства ИКТ, дидактические средства. Презентация к занятию, карточки с заданиями, зеркала.
Организационная структура логопедического занятия
Этап
Время
(мин).
Методы и приёмы Формы организации деятельности учащихся
Деятельность
Учителя-логопеда
Деятельность
Обучающихся
1. Мотиваци-онный
2. Этап
Актуализации
знаний
3
4
Словесные,
Наглядные
Словесные,
Частично-
поисковые
Фронтальная,
индивидуальная
Фронтальная,
индивидуальная
- Добрый день, ребята!
-Прозвенел звонок, давайте настроимся на урок. Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям.
- Чудесных открытий желаю всем вам!
- Ребята у вас на партах по два облачка – весёлое и грустное.
-Какое из них вам больше нравится? Покажите.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего занятия хорошее настроение не только сохраниться, но и улучшится.
Сегодня мы будем говорить о подготовке зверей к зиме
Разгадывание загадок:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши выше головы
Если вы разгадаете загадку, то на экране увидите отгадку. (Слайд№2)
- Это большой заяц.
-А как назвать маленького?
-А как называется мама зайчонка?
- Заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячья (Слайд №3)
- Как мы можем назвать эти слова?
- Дайте определение родственных слов (Слайд №4)
- Назовите четвертую букву в слове заяц.
- В словах зайчик, зайчонок, заячья.
- Сегодня мы будем различать звуки и буквы Ц-Ч.
Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (начало занятия)
Разгадывают загадки, отвечают на вопросы логопеда, делают вывод.
- заяц
-зайчонок
-зайчиха
-родственные
- родственные слова сходны по смыслу и имеют общую часть -корень
-буква Ц
-буква Ч
3. Этап
Открытия
нового
знания
5
Практические
Частично-поисковые,
Наглядно-демонстратив-ные, словесные.
Фронтальная, индивидуальная
Проводится сравнение звуков Ц и Ч
Инструкция: - Произнесите перед зеркалом звук Ч. Дайте его характеристику (Слайд№5)
- Уточните звуковой состав.
[Ч] = [Т]+[ Ш]
- Произнесите звук [ Ц. ]
Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный)
- уточните звуковой состав.
[Ц ]= [Т]+[С]
Сравните эти звуки и найдите их различия (слайд№6)
Соотношение звуков с буквами.
Отмечается сходство нижнего элемента буквы Ц со звеном цепи, верхнего элемента буквы Ч с крылом чайки. (слайд №7)
Выполняют действия по инструкции
Отмечают положение язычка при произнесении звука.
Соотносят произнесение каждого звука со звуковой схемой.
Звук – Ч глухой, взрывной, сложный, мягкий.
Звук Ц- глухой, взрывной, сложный,твёрдый.
Отличают особенности графического изображения букв Ц-Ч.
4. Этап
Закрепления,
Проговарива-ния во внешней
речи
Этап
физминутка
4
3
Словесные,
Практические
Показ
образца
выполнения
упражнений
Фронтальная
фронтальная
Выделение звука [Ч] и [Ц] из слога.
Инструкция: Если в слоге или слове услышите звук [Ц]- поднимите руки вверх,
Если услышите звук [Ч]- опустите вниз
Слоги: ЦА, ЧУ, ОЧ, ЕЧ, ЦИ,ЧИ. Слова : печь, час, цепь, принц, кольцо, точка, платочки, палец
Выполняет физкультминутку вместе с
обучающимися
Выполняют действия по инструкции
Координация слов с движениями
5. Этап
Самостоятель-ная работа с
взаимопро- веркой
15
Практические письменные
Фронтальная,
парная
1. Запись слов шифровкой.
Инструкция: вместо Ц- треугольник,
Ч- квадратик
(слова даются на карточках)
Лисица, девочка, щёчки, чечевица, больница, лечебница, частица, летчица, цепочка, черепица.
(взаимопроверка)
2. Словарная работа : лечебница, чечевица, черепица (слайд№6)
3. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дидиктическая игра: «Разговаривали большая и маленькая лисички.
Большая говорит - кольцо, а маленькая-колечко.
- овца
- палец
- крыльцо
4. Работа с текстом (карточки) «Кто как зиму встречает».
Давайте вспомним, как звери к зиме готовятся.
Инструкция: Прочитайте текст, во время чтения букву Ч зачеркните, а букву Ц подчеркните.
Ответы на вопросы по содержанию:
- Где зимуют летучие мыши?
- Медведь?
Как готовится к зиме лиса?
- Белочка?
- Как зимует зайчик?
Подберите к выделенным словам родственные слова.
-летучие
-лисица
-медведь
-белочки
Подберите к каждой паре ещё одно родственное слово (по желанию можно больше).
- Прочитайте выписанные вами слова.
-Какие родственные слова вы к ним подобрали?
Работают с карточками индивидуально, производят взаимопроверку по контрольной карточке учителя.
Объясняют значение данных слов.
- колечко
- овечка
- пальчик
- крылечко
Самостоятельно читают текст, выполняют инструкцию учителя
Отвечают на вопросы по содержанию.
Подбирают родственные слова, записывают в тетрадь.
- летают
-лисья
-медвежью
-беличьем
Самостоятельно подбирают и записывают родственные слова
Дети зачитывают выписанные и подобранные слова.
(Фронтальная проверка)
Этап
Рефлексия.
Включение
нового в
систему
знаний.
3
словесные
Фронтальная
индивидуальная - Наше занятие подходит к концу.
Давайте, вспомним какие звуки, и буквы мы учились различать на занятии.
- Какие слова называем родственными?
- Обратимся к нашим облачкам.
- Какое у вас сейчас настроение?
- Покажите.
- Я рада, что в конце нашего занятия у вас хорошее настроение. Молодцы?
(Слайд№8)
Оценивают свою деятельность.
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают состояние своего настроения на текущий момент.