Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»

Лидия Дурягина
Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта логопедического занятия по теме : «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова».

Ф. И. О.

Учителя-логопеда

Дурягина Лидия Витальевна

Группа (класс, логопедическое заключение) Группа учащихся 2-го класса.

Логопедическое заключение : НВ ОНР.

Тема занятия Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова.

Цели

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциации звуков и букв Ц-Ч, Родственные слова“» размещена в разделах

Совершенствовать умение различать звуки и буквы Ц - Ч

Образовывать родственные слова, находить в тексте

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии 1. Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии.

3. Информационно-коммуникативные технологии.

Задачи Образовательные:

Дифференцировать звуки Ц-Ч и буквы Ц-Ч;

Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Находить родственные слова в тексте.

Расширять и активизировать словарь на материале темы «Подготовка зверей к зиме»

Коррекционно-развивающие:

Формировать навыки работы по инструкции;

Развивать слуховое и зрительное восприятие;

Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

Развивать навыки грамматически правильной речи.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения;

Формировать функции контроля и самоконтроля;

Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

Универсальные

Учебные действия

Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 2. Формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД: Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: 1. На основе анализа объектов находить и выделять необходимую информацию, делать выводы.

2. Уметь применять полученные знания и анализировать выполненную работу.

Оборудование, средства ИКТ, дидактические средства. Презентация к занятию, карточки с заданиями, зеркала.

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Время

(мин).

Методы и приёмы Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

Учителя-логопеда

Деятельность

Обучающихся

1. Мотиваци-онный

2. Этап

Актуализации

знаний

3

4

Словесные,

Наглядные

Словесные,

Частично-

поисковые

Фронтальная,

индивидуальная

Фронтальная,

индивидуальная

- Добрый день, ребята!

-Прозвенел звонок, давайте настроимся на урок. Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям.

- Чудесных открытий желаю всем вам!

- Ребята у вас на партах по два облачка – весёлое и грустное.

-Какое из них вам больше нравится? Покажите.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего занятия хорошее настроение не только сохраниться, но и улучшится.

Сегодня мы будем говорить о подготовке зверей к зиме

Разгадывание загадок:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши выше головы

Если вы разгадаете загадку, то на экране увидите отгадку. (Слайд№2)

- Это большой заяц.

-А как назвать маленького?

-А как называется мама зайчонка?

- Заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячья (Слайд №3)

- Как мы можем назвать эти слова?

- Дайте определение родственных слов (Слайд №4)

- Назовите четвертую букву в слове заяц.

- В словах зайчик, зайчонок, заячья.

- Сегодня мы будем различать звуки и буквы Ц-Ч.

Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (начало занятия)

Разгадывают загадки, отвечают на вопросы логопеда, делают вывод.

- заяц

-зайчонок

-зайчиха

-родственные

- родственные слова сходны по смыслу и имеют общую часть -корень

-буква Ц

-буква Ч

3. Этап

Открытия

нового

знания

5

Практические

Частично-поисковые,

Наглядно-демонстратив-ные, словесные.

Фронтальная, индивидуальная

Проводится сравнение звуков Ц и Ч

Инструкция: - Произнесите перед зеркалом звук Ч. Дайте его характеристику (Слайд№5)

- Уточните звуковой состав.

[Ч] = [Т]+[ Ш]

- Произнесите звук [ Ц. ]

Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный)

- уточните звуковой состав.

[Ц ]= [Т]+[С]

Сравните эти звуки и найдите их различия (слайд№6)

Соотношение звуков с буквами.

Отмечается сходство нижнего элемента буквы Ц со звеном цепи, верхнего элемента буквы Ч с крылом чайки. (слайд №7)

Выполняют действия по инструкции

Отмечают положение язычка при произнесении звука.

Соотносят произнесение каждого звука со звуковой схемой.

Звук – Ч глухой, взрывной, сложный, мягкий.

Звук Ц- глухой, взрывной, сложный,твёрдый.

Отличают особенности графического изображения букв Ц-Ч.

4. Этап

Закрепления,

Проговарива-ния во внешней

речи

Этап

физминутка

4

3

Словесные,

Практические

Показ

образца

выполнения

упражнений

Фронтальная

фронтальная

Выделение звука [Ч] и [Ц] из слога.

Инструкция: Если в слоге или слове услышите звук [Ц]- поднимите руки вверх,

Если услышите звук [Ч]- опустите вниз

Слоги: ЦА, ЧУ, ОЧ, ЕЧ, ЦИ,ЧИ. Слова : печь, час, цепь, принц, кольцо, точка, платочки, палец

Выполняет физкультминутку вместе с

обучающимися

Выполняют действия по инструкции

Координация слов с движениями

5. Этап

Самостоятель-ная работа с

взаимопро- веркой

15

Практические письменные

Фронтальная,

парная

1. Запись слов шифровкой.

Инструкция: вместо Ц- треугольник,

Ч- квадратик

(слова даются на карточках)

Лисица, девочка, щёчки, чечевица, больница, лечебница, частица, летчица, цепочка, черепица.

(взаимопроверка)

2. Словарная работа : лечебница, чечевица, черепица (слайд№6)

3. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дидиктическая игра: «Разговаривали большая и маленькая лисички.

Большая говорит - кольцо, а маленькая-колечко.

- овца

- палец

- крыльцо

4. Работа с текстом (карточки) «Кто как зиму встречает».

Давайте вспомним, как звери к зиме готовятся.

Инструкция: Прочитайте текст, во время чтения букву Ч зачеркните, а букву Ц подчеркните.

Ответы на вопросы по содержанию:

- Где зимуют летучие мыши?

- Медведь?

Как готовится к зиме лиса?

- Белочка?

- Как зимует зайчик?

Подберите к выделенным словам родственные слова.

-летучие

-лисица

-медведь

-белочки

Подберите к каждой паре ещё одно родственное слово (по желанию можно больше).

- Прочитайте выписанные вами слова.

-Какие родственные слова вы к ним подобрали?

Работают с карточками индивидуально, производят взаимопроверку по контрольной карточке учителя.

Объясняют значение данных слов.

- колечко

- овечка

- пальчик

- крылечко

Самостоятельно читают текст, выполняют инструкцию учителя

Отвечают на вопросы по содержанию.

Подбирают родственные слова, записывают в тетрадь.

- летают

-лисья

-медвежью

-беличьем

Самостоятельно подбирают и записывают родственные слова

Дети зачитывают выписанные и подобранные слова.

(Фронтальная проверка)

Этап

Рефлексия.

Включение

нового в

систему

знаний.

3

словесные

Фронтальная

индивидуальная - Наше занятие подходит к концу.

Давайте, вспомним какие звуки, и буквы мы учились различать на занятии.

- Какие слова называем родственными?

- Обратимся к нашим облачкам.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Покажите.

- Я рада, что в конце нашего занятия у вас хорошее настроение. Молодцы?

(Слайд№8)

Оценивают свою деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда в школе ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБОУ «СОШ № 38» АНДРЕЕВОЙ Е. Г. НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Направления работы Сроки выполнения Диагностико-коррекционная.

Организация работы логопеда. Презентация учителя-логопеда Савчук Ларисы Александровны, в которой представлена работа с детьми в условиях логопедического пункта. В работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 18:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Дурягина (УИ 270265) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД