Получи документы

Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»

Лидия Дурягина
Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»

Технологическая карта логопедического занятия по теме : «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова».

Ф. И. О.

Учителя-логопеда

Дурягина Лидия Витальевна

Группа (класс, логопедическое заключение) Группа учащихся 2-го класса.

Логопедическое заключение : НВ ОНР.

Тема занятия Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова.

Цели

Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциации звуков и букв Ц-Ч, Родственные слова“» размещена в разделах

Совершенствовать умение различать звуки и буквы Ц - Ч

Образовывать родственные слова, находить в тексте

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии 1. Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии.

3. Информационно-коммуникативные технологии.

Задачи Образовательные:

Дифференцировать звуки Ц-Ч и буквы Ц-Ч;

Образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Находить родственные слова в тексте.

Расширять и активизировать словарь на материале темы «Подготовка зверей к зиме»

Коррекционно-развивающие:

Формировать навыки работы по инструкции;

Развивать слуховое и зрительное восприятие;

Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

Развивать навыки грамматически правильной речи.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения;

Формировать функции контроля и самоконтроля;

Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

Универсальные

Учебные действия

Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 2. Формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД: Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: 1. На основе анализа объектов находить и выделять необходимую информацию, делать выводы.

2. Уметь применять полученные знания и анализировать выполненную работу.

Оборудование, средства ИКТ, дидактические средства. Презентация к занятию, карточки с заданиями, зеркала.

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Время

(мин).

Методы и приёмы Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

Учителя-логопеда

Деятельность

Обучающихся

1. Мотиваци-онный

2. Этап

Актуализации

знаний

3

4

Словесные,

Наглядные

Словесные,

Частично-

поисковые

Фронтальная,

индивидуальная

Фронтальная,

индивидуальная

- Добрый день, ребята!

-Прозвенел звонок, давайте настроимся на урок. Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям.

- Чудесных открытий желаю всем вам!

- Ребята у вас на партах по два облачка – весёлое и грустное.

-Какое из них вам больше нравится? Покажите.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего занятия хорошее настроение не только сохраниться, но и улучшится.

Сегодня мы будем говорить о подготовке зверей к зиме

Разгадывание загадок:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши выше головы

Если вы разгадаете загадку, то на экране увидите отгадку. (Слайд№2)

- Это большой заяц.

-А как назвать маленького?

-А как называется мама зайчонка?

- Заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячья (Слайд №3)

- Как мы можем назвать эти слова?

- Дайте определение родственных слов (Слайд №4)

- Назовите четвертую букву в слове заяц.

- В словах зайчик, зайчонок, заячья.

- Сегодня мы будем различать звуки и буквы Ц-Ч.

Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (начало занятия)

Разгадывают загадки, отвечают на вопросы логопеда, делают вывод.

- заяц

-зайчонок

-зайчиха

-родственные

- родственные слова сходны по смыслу и имеют общую часть -корень

-буква Ц

-буква Ч

3. Этап

Открытия

нового

знания

5

Практические

Частично-поисковые,

Наглядно-демонстратив-ные, словесные.

Фронтальная, индивидуальная

Проводится сравнение звуков Ц и Ч

Инструкция: - Произнесите перед зеркалом звук Ч. Дайте его характеристику (Слайд№5)

- Уточните звуковой состав.

[Ч] = [Т]+[ Ш]

- Произнесите звук [ Ц. ]

Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный)

- уточните звуковой состав.

[Ц ]= [Т]+[С]

Сравните эти звуки и найдите их различия (слайд№6)

Соотношение звуков с буквами.

Отмечается сходство нижнего элемента буквы Ц со звеном цепи, верхнего элемента буквы Ч с крылом чайки. (слайд №7)

Выполняют действия по инструкции

Отмечают положение язычка при произнесении звука.

Соотносят произнесение каждого звука со звуковой схемой.

Звук – Ч глухой, взрывной, сложный, мягкий.

Звук Ц- глухой, взрывной, сложный,твёрдый.

Отличают особенности графического изображения букв Ц-Ч.

4. Этап

Закрепления,

Проговарива-ния во внешней

речи

Этап

физминутка

4

3

Словесные,

Практические

Показ

образца

выполнения

упражнений

Фронтальная

фронтальная

Выделение звука [Ч] и [Ц] из слога.

Инструкция: Если в слоге или слове услышите звук [Ц]- поднимите руки вверх,

Если услышите звук [Ч]- опустите вниз

Слоги: ЦА, ЧУ, ОЧ, ЕЧ, ЦИ,ЧИ. Слова : печь, час, цепь, принц, кольцо, точка, платочки, палец

Выполняет физкультминутку вместе с

обучающимися

Выполняют действия по инструкции

Координация слов с движениями

5. Этап

Самостоятель-ная работа с

взаимопро- веркой

15

Практические письменные

Фронтальная,

парная

1. Запись слов шифровкой.

Инструкция: вместо Ц- треугольник,

Ч- квадратик

(слова даются на карточках)

Лисица, девочка, щёчки, чечевица, больница, лечебница, частица, летчица, цепочка, черепица.

(взаимопроверка)

2. Словарная работа : лечебница, чечевица, черепица (слайд№6)

3. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дидиктическая игра: «Разговаривали большая и маленькая лисички.

Большая говорит - кольцо, а маленькая-колечко.

- овца

- палец

- крыльцо

4. Работа с текстом (карточки) «Кто как зиму встречает».

Давайте вспомним, как звери к зиме готовятся.

Инструкция: Прочитайте текст, во время чтения букву Ч зачеркните, а букву Ц подчеркните.

Ответы на вопросы по содержанию:

- Где зимуют летучие мыши?

- Медведь?

Как готовится к зиме лиса?

- Белочка?

- Как зимует зайчик?

Подберите к выделенным словам родственные слова.

-летучие

-лисица

-медведь

-белочки

Подберите к каждой паре ещё одно родственное слово (по желанию можно больше).

- Прочитайте выписанные вами слова.

-Какие родственные слова вы к ним подобрали?

Работают с карточками индивидуально, производят взаимопроверку по контрольной карточке учителя.

Объясняют значение данных слов.

- колечко

- овечка

- пальчик

- крылечко

Самостоятельно читают текст, выполняют инструкцию учителя

Отвечают на вопросы по содержанию.

Подбирают родственные слова, записывают в тетрадь.

- летают

-лисья

-медвежью

-беличьем

Самостоятельно подбирают и записывают родственные слова

Дети зачитывают выписанные и подобранные слова.

(Фронтальная проверка)

Этап

Рефлексия.

Включение

нового в

систему

знаний.

3

словесные

Фронтальная

индивидуальная - Наше занятие подходит к концу.

Давайте, вспомним какие звуки, и буквы мы учились различать на занятии.

- Какие слова называем родственными?

- Обратимся к нашим облачкам.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Покажите.

- Я рада, что в конце нашего занятия у вас хорошее настроение. Молодцы?

(Слайд№8)

Оценивают свою деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда в школе ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБОУ «СОШ № 38» АНДРЕЕВОЙ Е. Г. НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Направления работы Сроки выполнения Диагностико-коррекционная.

Организация работы логопеда. Презентация учителя-логопеда Савчук Ларисы Александровны, в которой представлена работа с детьми в условиях логопедического пункта. В работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Дифференциации звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 18:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД