Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов

Надежда Долгих
Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов

ЦЕЛЬ:

1. Учить проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов и предложений, используя метод наглядного моделирования.

2. Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать: гласные - согласные; тихие громкие.

3. Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.

4. Уточнить представления детей о построении простых предложений без предлогов, их составе. Познакомить детей с символами слов- предметов, слов-действий и определений.

5. Работа над общими речевыми навыками.

6. Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображение.

7. Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

музыкальное сопровождение, схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах, домики-звуки, обозначающие гласные, пеналы, сундучок, набор картинок, доска, магниты, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове, простые карандаши; карточки – схемы слов предметов; слов-действий, и слов- определений.

СЛОВАРЬ: слова- предметы, слова-действия, красивые слова, звуки, согласные, гласные, твердые, мягкие, предложение, речь, схема…

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

игровые, наглядные, практические, словесные, релаксации.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем. Что вы услышали?

Логопед: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)

Логопед: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.

Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести. (На доске появляется карточка - схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах. Дети закрывают те части лица человека крестиком, которые не участвуют в произнесении или усвоении звуков) .

Логопед: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)

II. Основная часть.

1.«Узнай и назови звук по символу».

Логопед: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть. Но для того, чтобы вам было легче работать, мы придумали символы звуков. Каждый звук имеет свой символ. Их можно увидеть.

(Логопед привлекает внимание детей к тому, что в групповой комнате есть «домики» с символами. Ребятам предлагается найти их и назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])

Логопед: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)

2. «Поймай звуки – сложи слоги».

Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.

А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.

Логопед: Ребята все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов.

3. Игра «Разноцветный сундучок».

Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.

На стол логопед выставляет сундучок и предлагает:

- Ребята, вы достанете картинку и четко назовете ее, определите первый звук в слове. Картинка крепится на доску.

Логопед: Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Миша, Катя, загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок вытаскивает картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии: мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.

4. Игра «Сколько звуков в слове индивидуальное

У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий. Кто выполнит задание правильно и быстро, тот и победил (логопед ставит на карточке отметку) .

5. «Выложи слово из символов».

Дети выкладывают слова: КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Физ. пауза.

У опушки две старушки… наклоняются, «собирают грибы»

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух! Машут руками, как крыльями

Филин: - У-ух!

У старушек замер дух. Приседают.

7. Упражнение «Слова- предметы».

Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.

Логопед: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.

Стол (Дети называют слова и кладут фишки в коробку.)

Логопед: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова- предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета - чистый прямоугольник) .

8. Игра «Узнай слово».

Логопед: Мы называли с вами слова- предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.

-Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.

Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .

Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .

Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.

Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.

Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.

Логопед: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .

9. Упражнение «Слова-действия».

Логопед: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…

-Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия, говоря слово, вы, как и раньше, кладите фишку в коробку. (Дети называют слова-действия и кладут фишки в коробку) .

Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.

10. Составление схем предложений.

Логопед: - Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)

Логопед: - Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово- предмет - дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)

А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение? (карточку с солнышком) Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)

III. Итог.

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?

Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы совсем справились замечательно.

Публикации по теме:

Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов» Автор конспекта Усачева Л. Ю, Соавтор Буданова О. В. Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов» Цель: формирование основ речевого этикета.

Презентация дидактической игры «Цепочка слов» бюджетное учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Няганский технологический колледж» Дидактическая.

Дидактическая игра «Радуга слов»Дидактическая игра «Радуга слов» Дидактическая игра «Радуга слов». Цель: активизировать словарный запас дошкольников формировать грамматический строй, связную речь. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект занятия «Многозначность слов» Цель: Развитие у детей речевых умений - варьировать полученными знаниями. Задачи: 1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова»:.

НОД «Прекрасная страна слов» НОД Прекрасная Страна слов Цель. Расширять словарный запас через словесно – речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая.

Конспект НОД «В поисках новых слов»Конспект НОД «В поисках новых слов» .

Упражнение «Дидактический кубик слов»Упражнение «Дидактический кубик слов» Цель: развитие и обогащение словарного запаса (слова-обобщения: игрушки, фрукты, мебель, посуда). Материал: кубики, набор картинок. Ход.

Урок письма в коррекционной школе «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Урок письма «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Цели и задачи: повышение эффективности освоения обучающимися, воспитанниками.

Презентация «Звуковой анализ слов» «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?» Цель: Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа. Задачи: Способствовать формированию.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов
Опубликовано: 13 июня 2018 в 08:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Методические приемы в разучивании песни «Осень»
Методические приемы в разучивании песни " Осень", музыка И. Кишко, слова И Плакиды. Для детей младшего дошкольного возраста. Добрый день, уважаемые коллеги....
Детский мастер-класс по аппликации «Осеннее настроение» с детьми дошкольного возраста
Аппликация - эффективное занятие для развития мелкой моторики рук, пространственного воображения, аккуратности, ознакомления с окружающим миром и расширения...
Мастер-класс объемной аппликации «Цветок в горшке» с использованием пластилина,...
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаю вам мастер-класс объемной аппликации "Цветочек в горшке" с использованием пластилина,...