Ольга Пудовкина
«Дифференциация звуков [С], [С’], [З], [З’]. Буквы С, З». Занятие в 1 классе для детей с ОНР ӀӀӀ уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [С], [СЬ] ,[З], [ЗЬ]. Буквы С,З.» дети с ОНР ур. р. (1-ый класс)
Цель – коррекция нарушений речи и предупреждение дисграфия у детей с ОНР.
Задачи:
• Познавательные:
познакомить детей со звуками.
учить детей дифференцировать звуки в слогах, в словах, в предложениях.
• Коррекционно-развивающие:
Публикация «„Дифференциация звуков [С], [С’], [З], [З’], Буквы С, З“, Занятие в 1 классе для детей с ОНР ӀӀӀ уровня» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения;
развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
развивать фонематический слух.
• Воспитательные:
развивать у детей коммуникативные качества, умение работать в коллективе;
Предварительная работа: изготовление бумажных кукол.
Оборудование: бумажные куклы, воздушные фломастеры, мяч,картинки, разрезные слоги, текс на каждого ребенка.
Ход:
1. Огранизационный момент.
Логопед здоровается с учащимися.
а) Дыхательная гимнастика.
б) Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Блинчик», «Кошка сердится», «Почистим зубки», «Улыбка» - и с таким настроение мы сегодня будем внимательно слушать, правильно и чётко отвечать.
2. Сообщение темы.
К нам пришли сегодня в гости куклы, давайте с ними познакомимся. (Соня, Зоя, Сима, Зина)
-Как вы думаете Зоя с каким звуком дружит? (со звуком З, почему?-она в синим платье,в руках колокольчик, её имя зачинается на звук З)
-С каким звуком дружит Соня? (со звуком С, почему?-она в синем платье в наушниках, ее имя начинается на звук С)
- Зина подруга, какого звука? (Зь, платье зеленого цвета в руках колокольчик её имя начинается на звук Зь)
- И как вы уже догадались Сима дружит зо звуком? (СЬ, в зеленом платье в наушниках, её имя начинается на звук Сь)
- Какие звуки мы сегодня будем изучать?
3. Сравнение звуков по артикуляции.
Проводится работа перед индивидуальными зеркалами.
– Ребята произнесите звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы. Положите руку на горло, чувствуете дрожание – значит это звук глухой.
- а теперь произнесите звук[З]
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).
-Звуки с-з парные, потому что мы их одинаково произносим.
- Чем отличаются?
4. Характеристика звуков.
С- согласный, глухой, твердый, парный, обозначаем синим цветом с наушниками (почему синим? Почему с наушниками)
Сь- согласный, глухой, мягкий, парный, обозначаем зеленым цветом с наушниками (почему зеленым? почему с наушниками)
З- согласный, звонкий, твердый, парный, обозначаем синим цветом с колокольчиком (почему синим? почему с колокольчиком)
Зь- согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначаем зеленым цветом с колокольчиком (почему зеленым? почему с колокольчиком)
5. Дифференциация звуков в слогах.
Логопед:
-Я вам буду произносить слоги, а вы если услышите звуки с,сь,з,зь будете поднимать соответствующие символы этих звуков.
Са ша тя ся жа зы цы зи
6. Дифференциация звуков в словах.
Логопед:
-Наши гости пришли ни одни, они принесли сундук.
В сундуке лежат картинки. Давайте поможем девочкам распределить картинки между ними, так чтобы они не огорчились. (лотос, подснежники, роза, василек, земляника)
-Какая картинка здесь лишняя? Почему?
7. Знакомство с буквами.
Звуки з-зь на письме обозначаем одной буквой ЗЭ.
Звуки с-сь на письме обозначаем одной буквой ЭС.
Разбираем из каких элементов состоят буквы. Воздушными фломастерами рисуем буквы ЗЭ и Эс.
8. Игра «Корректурная правка»
Букву эс-зачеркнуть, букву зэ- обвести в кружок.
9. Физкультминутка.
На спине логопед рисует букву, дети угадывают.
10. Чтение слоговой таблицы.
Запись слогов по памяти.
Са-за-са
Сля-зля
Зи-си-зи
Усь-узь-усь
11. Игра «Собери слово».
В сундуке у наших гостей рассыпались слова на слоги. Как собрать их в слове девочки не знают, давайте их научим?
Логопед раздаёт разрезанные слоги каждому ребенку. Дети составляют слова, проверяют друг у друга. Работа в тетрадях, запись слов, деление на слоги, звукобуквенный анализ слов. (заколка, собака, самокат, сундук, замок, забор, самовар)
12. Работа с предложениями в тексте.
Дети читают текст.
Зоя, зайка и коза
Зое купили козу и зайку. Коза была заводная.
Зоя стала заводить заводную козу. А у зайки
от скуки заболели зубы. Зоя стала баюкать
зайку, но зайка не спит, он боится – вот-вот
коза забодает зайку.
Логопед: - Что мы прочитали? Из чего состоит текст? Сколько предложений мы прочитали? Составим схемы предложений.
13. Игра с мячом «Замени звук с на з»
(соя –Зоя, сайка-зайка, лиса-Лиза, коса-коза, росы-розы, сахар-Захар)
14. Словоизменение.
Закончи фразу:
Один заяц. Два…. Много….
Один слон…
Один зубр….
Один ослик…
Одна собака….Две…Много…
Одна змея…
Одна зебра….
Одна газель…
Одна лиса…
15. Подведение итогов занятия.
Какие гости к нам приходили?
С какими звуками мы сегодня работали?
Почему они парные?
Чем отличаются друг от друга?
С какими буквами мы означаем эти звуки?
Как вы думаете, все ли у вас сегодня получилось?
Что вам понравилось на занятии?
Какие задания были трудные?
Спасибо за урок!