Людмила Царегородцева
Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.
Публикация «Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения» размещена в разделах
Такую форму общения можно практиковать на собраниях с родителями своей группы. Так как в ходе диспута можно выявить реальное отношение родителей к тому или иному вопросу.
Я предлагаю провести диспут на актуальную тему «Ребенок и компьютер». В отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашего диспута мы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?
Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.
В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.
- Компьютер является интерактивным средством.
- Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
- Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
- Компьютер – многовариативный дидактический материал.
Каждая позицию, если проводится диспут с родителями, можно пояснить, чтобы им было понятно, о чем идет речь.
Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?
Дискуссия воспитателей (родителей).
Что ж, и в нашей небольшой аудитории мнения разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг».
Проводился диспут «Компьютерный ринг»
Варианты «подсказок»
Компьютер:
+
Вызывает положительный интерес к новой технике;
Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
Развивает творческие способности;
Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
Помогает овладеть чтением и письмом;
Развивает быстроту действий и реакций;
Тренирует внимание и память; Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;
Воспитывает целеустремленность.
-
Полностью захватывает сознание ребенка;
Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;
Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
Ухудшает зрение ребенка;
Способствует возникновению нарушений осанки;
Способствует развитию гиподинамии;
Как видите, у компьютера есть и положительные и отрицательные стороны.
Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.
Спорящие логически (родители) правильно доказывали выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.