«Дошкольникам о родном крае» Из опыта работы музыкального руководителя

Елена Сызранцева
«Дошкольникам о родном крае» Из опыта работы музыкального руководителя

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и заканчивая отношением к труду, земле-матери, природе.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Поэтому, очень важно дать дошкольникам необходимые знания о своём крае, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим краем, своей страной. Поэтому процесс приобщения детей к истокам народной культуры должен осуществляться не эпизодически, а иметь определенную систему и целенаправленность.

В нашем детском саду был разработан и успешно реализуется на протяжении нескольких лет проект «Моя малая Родина». Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Воспитание детей осуществляется постоянно, в специально организованной деятельности, на праздниках, в игре и в быту. Цели данного проекта вы видите на экране.

- содействие повышения интереса детей к культуре родного края в неразрывной связи с историей и культурой России;

- знакомство детей с родным селом и его достопримечательностями;

- воспитание чувства гордости за свою малую Родину, желание сохранить её чистой и красивой.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольниковрешались следующие задачи:

1. Знакомство детей с родным селом, с именами тех, кто основал и прославил село.

2. Расширение знаний детей о флоре и фауне Кузнецкого района и Пензенской области. Формирование экологической культуры детей.

3. Воспитание интереса и любви к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4. Развитие ориентирования на улицах села, соблюдения правил безопасности передвижения по селу.

Проект «Моя малая Родина»включает в себя два модуля:

- Модуль «Моё родное село», который реализуется воспитателями

- Модуль «Возрождение», реализуемый музыкальным руководителем.

Модуль «Моё родное село»включает в себя:

познавательные беседы;

целевые прогулки по близлежащим улицам;

чтение, рассказывание детям о нашем селе;

рассматривание принесённых фотографий из семейных архивов;

экскурсии в библиотеку, школу, амбулаторию, администрацию, почту, музей МБОУ СОШ с. Посёлки.

Воспитателями широко используются различные дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Расскажи, где ты живёшь», «Назови улицы нашего села», «Семья», «Путешествие по селу», «Детский сад» и многие другие. В работу по патриотическому воспитанию включаются и родители наших детей, принимая активное участие в фотовыставках и смотрах-конкурсах семейных творческих работ.

Реализация модуля «Моё родное село»осуществляется по следующим темам:

1. «Транспорт села. Дети на улице».Цели: знакомство с дорожными знаками для пешеходов, обучение правилам безопасного поведения дорожного движения, перехода через улицу; закрепление знаний о транспорте.

2. «Природа родного села».Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. «Посельчане – жители села».Цели: развивать представления об историческом прошлом и настоящем села, познакомить с его достопримечательностями, известными людьми.

Следующий модуль «Возрождение» направлен на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Его цель – приобщение детей к основам православной культуры; расширение и углубление знаний о русских народных традициях.

В данном модуле представлен комплексный подход к воспитанию духовно-нравственной личности ребенка через различные виды деятельности: музыкальную, театрализованную деятельность, знакомство с устным народным творчеством и музыкальным фольклором.

В совместную деятельность мы включаем рассказы воспитателя и музыкального руководителя, чтение детской православной литературы, беседы по их содержанию, просмотр видеоматериалов, чтение и заучивание фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций и икон, проведение православных праздников. Также приглашаем представителей духовенства, которые расширяют знания детей о духовной ценности Православия.

Огромное значение здесь имеет донесение знаний о православных праздниках в понятной и интересной детям форме. Мы стараемся доступно донести до них мысли о том, как возникли те или иные праздники, с какими трудовыми действиями и явлениями природы связаны, какой смысл несут. Знакомство с обрядовым фольклором сопровождается изучением традиционных фольклорных форм, таких как пословицы, поговорки, потешки, песенки, приметы и т. д.

При ознакомлении с православными праздниками работу строим по разделам: осенние, зимние, весенние и летние праздники. Дети с большим удовольствием узнают историю и значение праздников, знакомятся с обычаями и обрядами, связанными с ними.

При проведении мероприятий, посвященных православным праздникам, мы разучили с детьми забытые, но любимые нашими предками народные игры: «Золотые ворота», «Мотальщики», «Ручеёк», «Жаворонок», «Катись яичко» и др. ; проводили святочные гадания («Горшочек с вершочек», водили хороводы.

Юные артисты с удовольствием выступали перед детьми младших групп и на сцене Дома культуры на Проводах Масленицы, встречали гостей на праздник «Сретенье» и широко отмечали праздник Пасхи.

Мы надеемся, что данный проект приобщит детей к культурным традициям своего родного села, к основам православной культуры, позволит расширить и углубить знания детей о русских народных традициях. Будет развивать у них умение рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать и видеть красоту родного края и православных произведений, традиций; будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

На этом у меня всё, благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Из опыта работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Из опыта работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Викторина для дошкольников «Что мы знаем о родном крае?» Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсия, посещение библиотеки по теме, просмотр презентации, чтение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Дошкольникам о родном крае» Из опыта работы музыкального руководителя
Опубликовано: 11 марта 2020 в 08:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки