Елена Сызранцева
«Дошкольникам о родном крае» Из опыта работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и заканчивая отношением к труду, земле-матери, природе.
Публикация «„Дошкольникам о родном крае“ Из опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Поэтому, очень важно дать дошкольникам необходимые знания о своём крае, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим краем, своей страной. Поэтому процесс приобщения детей к истокам народной культуры должен осуществляться не эпизодически, а иметь определенную систему и целенаправленность.
В нашем детском саду был разработан и успешно реализуется на протяжении нескольких лет проект «Моя малая Родина». Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Воспитание детей осуществляется постоянно, в специально организованной деятельности, на праздниках, в игре и в быту. Цели данного проекта вы видите на экране.
- содействие повышения интереса детей к культуре родного края в неразрывной связи с историей и культурой России;
- знакомство детей с родным селом и его достопримечательностями;
- воспитание чувства гордости за свою малую Родину, желание сохранить её чистой и красивой.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решались следующие задачи:
1. Знакомство детей с родным селом, с именами тех, кто основал и прославил село.
2. Расширение знаний детей о флоре и фауне Кузнецкого района и Пензенской области. Формирование экологической культуры детей.
3. Воспитание интереса и любви к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
4. Развитие ориентирования на улицах села, соблюдения правил безопасности передвижения по селу.
Проект «Моя малая Родина» включает в себя два модуля:
- Модуль «Моё родное село», который реализуется воспитателями
- Модуль «Возрождение», реализуемый музыкальным руководителем.
Модуль «Моё родное село» включает в себя:
познавательные беседы;
целевые прогулки по близлежащим улицам;
чтение, рассказывание детям о нашем селе;
рассматривание принесённых фотографий из семейных архивов;
экскурсии в библиотеку, школу, амбулаторию, администрацию, почту, музей МБОУ СОШ с. Посёлки.
Воспитателями широко используются различные дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Расскажи, где ты живёшь», «Назови улицы нашего села», «Семья», «Путешествие по селу», «Детский сад» и многие другие. В работу по патриотическому воспитанию включаются и родители наших детей, принимая активное участие в фотовыставках и смотрах-конкурсах семейных творческих работ.
Реализация модуля «Моё родное село» осуществляется по следующим темам:
1. «Транспорт села. Дети на улице». Цели: знакомство с дорожными знаками для пешеходов, обучение правилам безопасного поведения дорожного движения, перехода через улицу; закрепление знаний о транспорте.
2. «Природа родного села». Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
3. «Посельчане – жители села». Цели: развивать представления об историческом прошлом и настоящем села, познакомить с его достопримечательностями, известными людьми.
Следующий модуль «Возрождение» направлен на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Его цель – приобщение детей к основам православной культуры; расширение и углубление знаний о русских народных традициях.
В данном модуле представлен комплексный подход к воспитанию духовно-нравственной личности ребенка через различные виды деятельности: музыкальную, театрализованную деятельность, знакомство с устным народным творчеством и музыкальным фольклором.
В совместную деятельность мы включаем рассказы воспитателя и музыкального руководителя, чтение детской православной литературы, беседы по их содержанию, просмотр видеоматериалов, чтение и заучивание фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций и икон, проведение православных праздников. Также приглашаем представителей духовенства, которые расширяют знания детей о духовной ценности Православия.
Огромное значение здесь имеет донесение знаний о православных праздниках в понятной и интересной детям форме. Мы стараемся доступно донести до них мысли о том, как возникли те или иные праздники, с какими трудовыми действиями и явлениями природы связаны, какой смысл несут. Знакомство с обрядовым фольклором сопровождается изучением традиционных фольклорных форм, таких как пословицы, поговорки, потешки, песенки, приметы и т. д.
При ознакомлении с православными праздниками работу строим по разделам : осенние, зимние, весенние и летние праздники. Дети с большим удовольствием узнают историю и значение праздников, знакомятся с обычаями и обрядами, связанными с ними.
При проведении мероприятий, посвященных православным праздникам, мы разучили с детьми забытые, но любимые нашими предками народные игры : «Золотые ворота», «Мотальщики», «Ручеёк», «Жаворонок», «Катись яичко» и др. ; проводили святочные гадания («Горшочек с вершочек», водили хороводы.
Юные артисты с удовольствием выступали перед детьми младших групп и на сцене Дома культуры на Проводах Масленицы, встречали гостей на праздник «Сретенье» и широко отмечали праздник Пасхи.
Мы надеемся, что данный проект приобщит детей к культурным традициям своего родного села, к основам православной культуры, позволит расширить и углубить знания детей о русских народных традициях. Будет развивать у них умение рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать и видеть красоту родного края и православных произведений, традиций; будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.
На этом у меня всё, благодарю за внимание!