Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки

Анна Виль
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки

Пояснительная записка

«Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л. Н. Толстой

Рабочая программа «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки» предназ-начена для воспитательной группы детей с ОВЗ 2,3 класса.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Опыт работы с воспитанниками коррекционной школы показывает, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственного выбора. Особенностью этих детей является способность к подражанию. В то же время недостаточно развита произвольность поведения, не умение планировать и контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, это может приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачей формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, которые превращаясь в привычки, становятся нормой поведения.

Обоснование актуальности программы

Сказка как средство воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка через художественные образы и особый сказочный язык развивает чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. К. Д. Ушинский говорил: «На систему воспитания в любой стране - влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову, красоте природы и к мелодии музыки». Писатель Виктор Кротов говорил о сказке как о бедующем педагогики: «Сказка, как и игра, — это будущее педагогики. Педагогики свободной, личностной, творческой. Педагогики, выдвигающей на первый план проблемы философского, этического, психологического характера и уже на их основе решающей задачи преподавания знаний. Сказка — это встреча миров. И педагогике не стоит опаздывать на эту встречу».

И действительно сказка удовлетворяет три естественные потребности ребенка:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на

протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности (в силе и могуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя

может терпеть временные неудачи.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как: стремление проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия; способность понять особенности, интересы, потребности другого, заметить изменения настроения и др. ; управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании»

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ОВЗ

Инструктивными письмами Министерства образования и науки

Уставом школы-интерната

Адаптированной образовательной программой уярской коррекционной школы-интерната VIII вида.

Используемые авторские программы:

Гладких Л. П. //духовно-нравственное воспитание детей: Сб. докладов на пленарных заседаниях XIII Международных рождественских образовательных чтений. – М. ,2005.

Гладких Л. П. // Мамина школа. //Нравственное воспитание сказкой. Программа занятий с детьми дошкольного возраста. Интернет - Рубрика mamina_shkola.

Садилова О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. – М., 2005.

Уровни формирования нравственного поведения в педагогике

1. Формирование нравственного сознания – системы нравственных представлений, понятий, суждений. Совокупность нравственных идей, взглядов, понятий, традиций составляет общественное нравственное сознание. В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт, который складывается в процессе деятельности и общения. Эти представления характеризуются фрагментарностью и недостаточной осознанностью. Они включают в себя отношения к игрушкам, личным и общественным вещам, а так же к нормам и правилам поведения в семье, школе, в общественных местах, так же представления о взаимоотношениях со сверстниками, представления о добре и зле. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности.

2. Формирование нравственных чувств и отношений – вторая группа задач нравственного воспитания. Значение чувств здесь исключительно велико. В чувствах выражаются желания, а также они могут быть формой и способом оценки происходящего. Опираясь на детскую эмоциональную отзывчивость, их впечатлительность и подражательность педагог развивает первые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. И тогда только формируются чувства дружбы, товарищества, коллективизма и патриотизма.

3. Формирование нравственного поведения – эта группа задач нравственного воспитания закрепляется на всех этапах развития ребенка в условиях коллективного совместного образа жизни.

Тематическое планирование занятий

по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ средствами сказки

на 2015-2016 учебный год

МЕСЯЦ

зан-я Дата Раздел, блок Тема Содержание Сказка

1 Диагностика 1 (индив-ная) Диагностика 1 (индивидуальная) Методика «Закончи историю»

Цель : изучение осознания детьми нравственных.

2 Диагностика 1 (индивидуальная)

3 Диагностика 1 (индивидуальная)

4 Диагностика 1 (индивидуальная) Методика «Сюжетные картинки»

Цель : изучение эмоционального отношения детей к нравственным нормам.

5 Диагностика 1 (индивидуальная)

6 Диагностика 1 (индивидуальная)

7 1. КАКОЙ «Я»

(самооценка и саморегуляция «Лучше горькая

правда, чем сладкая ложь»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Колобок»

8 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

9 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

10

«Живи смирнее, будешь всем милее» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Волк и семеро козлят»

11

II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

12 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

13 «Кто зазнается, без друзей остается»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Черепаха и заяц»

14 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

15 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

16 «Не было бы зла, да жадность подвела»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Два жадных медвежонка»

17 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

18 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

19 «Каков есть, такова и честь» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Стойкий оловянный солдатик»

20 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

21 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

22 «Не задирай носа – споткнешься»; «Хвались, да не поперхнись»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сказка о горделивом петушке»

23 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

24 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

25 2. ВНУТРЕННИЙ МИР»

«Друг познается в беде»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Кот и петух»

26 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

27 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

28 «Правда - дороже денег» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Пастух и волки»

29 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

30 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

31 «Глупые ссорятся,

а умные договариваются». I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Два барана» и «Две козочки».

32 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

33 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

34

«В тесноте, да не в обиде» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Теремок»

35 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

36 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

37 «Долг платежом красен»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Муравей и голубка»

38 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

39 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

40 «В согласии жить - никто не одолеет»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Зимовье зверей»

41 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

42 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

43 «За большим погонишься – и малое потеряешь»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

44 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

45 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

46 3. «МОЯ СЕМЬЯ»

«Там, где

дружат -живут, не тужат»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Репка»

47 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

48 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

49

«Доброе братство сильнее богатства» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки

«Старик и сыновья»

50 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

51 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

52 «Где лад, там и клад».

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Петушок и курочка»

53 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

54 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

55 «Только трудом держится дом» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Заюшкина избушка»

56 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

57 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

58 «Придет беда - не купишь ума»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Гуси-лебеди»

59 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

60 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

61 4. «ТРУДОЛЮБИЕ»

«Глупый киснет, а умный мыслит» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Маша и медведь»

62 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

63 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

64 «Без труда нет плода»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Морозко»

65 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

66 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

67 «Долг платежом красен»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Царевна-Несмеяна»

68 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

69 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

70 «Смекалка - второе счастье»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Каша из топора»

71 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

72 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

73 «Труд кормит, труд греет»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Два Мороза»

74 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

75 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

76 «Доброму Бог помогает»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Двенадцать месяцев»

77 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

78 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

79 «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»; «Терпенье и труд все перетрут» I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки

«Как рубашка в поле выросла»

80 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

81 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

82 5. Я И ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ «Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

83 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

84 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

85 «Без друга в жизни туго»

«Доброе дело век не забудется»;

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Цветик-семицветик»

86 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

87 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

88 «За добро добром платят»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки «Сивка-бурка»

89 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

90 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

91 «Доброе век не забудется»;

«Слезами горю не поможешь»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки Былины о Русских богатырях - защитниках Отечества

92 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

93 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

94 «Сам пропадай, а товарища выручай»

I этап «В гости к сказке»

Заучивание пословицы

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Соотнесение пословицы с идеей сказки

«Иван-царевич и серый волк»

95 II этап «Играем со сказкой»

Художественно-продуктивная деятельность (папье-маше героев сказки, декорации)

96 III этап «Играем в сказку»

Игра-драматизация

Театрализованные игры

97 Диагностика 2 (индивидуальная) Методика «Закончи историю»

Цель : изучение осознания детьми нравственных.

98 Диагностика 2 (индивидуальная)

99 Диагностика 2 (индивидуальная)

100 Диагностика 2 (индивидуальная) Методика «Сюжетные картинки»

Цель : изучение эмоционального отношения детей к нравственным нормам.

101

102

102 занятия по 3 зан/неделю

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спортаДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на произведениях Л. Н. Толстого МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Цель духовно-нравственного воспитания:  - Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Слайд 1 Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики Слайд 2 Проблема духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки
Опубликовано: 14 октября 2017 в 16:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День уроков зимней безопасности на МААМ

Тот, кто предупреждён – тот вооружён своим знанием против любой опасности. Вот почему в детских садах и школах сейчас проходят занятия, посвящённые безопасному поведению в зимний период, подручным...

28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

«Интерактивный Дед Мороз»
"Появление интерактивного Деда Мороза" Чудо интернет включись, дедушка Мороз явись! На экране появляется Дед Мороз Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие...
Фотоотчет праздника ко Дню Мамы «Тому, кого любим…»
Из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Спросите любого ребенка, кто самый любимый человек на свете и,...
Мастер-класс открытки «С Днём матери!» для старшего возраста
В это воскресенье будем отмечать праздник День матери! Мама – это первый человек, которого мы встречаем при рождении. Забота и теплота нашей мамы окружает...