Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры

Лариса Волостнова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры» размещена в разделах

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребё нка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Наш детский сад работает по программе «Радуга», которая направлена на решение трё х основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяем, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Поэтому стала работать над темой: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры». Определила цель и задачи работы.

Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения, через дидактическую игру.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:

— правильная организация и руководство игрой

— правильно сформулированная мотивация

— многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.

— учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

Изучив литературу, я выбрала путь, который показался мне самым верным — воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь, через дидактическую игру.

Работу по воспитанию нравственных качеств начала со второй младшей группы.

Духовно -нравственное воспитание осуществляю через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Игры включаю во все режимные моменты.

Использую различные дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Организуя дидактическую игру «Найди друзей» применила мотивацию к игровой деятельности, создала проблемную ситуацию: рассказала детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спросила у детей: «Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решили помочь зверушкам найти друг друга.

Для закрепления полученных знаний у детей опрофессия, умению узнавать профессии по описанию, по предметам необходимым для выполнения работы использую игру лото «Профессии».Дети и самостоятельно играют в лото, в игре у детей развивается внимание, сообразительность умение выполнять правила игры. У детей уже хорошие знания о профессиях : врача, повара, полицейского, учителя и др.

Закрепить у детей представление о хороших и плохих поступках мне помогает игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Детям раздаются карточки и фишки, синего и красного цвета, используя фишки дети оценивают поступки, самостоятельно делают выводы о представленных ситуациях объясняют своё мнение. В ходе этой игры дети учатся различать хорошие и плохие поступки, видя негативную оценку плохим поступкам, думаю, дети будут стараться их не совершать.

Используя игру «Народные промыслы» знакомлю детей с многообразием узоров народных промыслов России, уважительного отношения к своим национальным корням. В ходе игры у детей совершенствуется представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома».

Очень нравиться детям игра «Моё село», дети крутя стрелку часов, останавливаются на иллюстрации с достопримечательностями нашего села и рассказывают о ней, детям очень нравиться рассказывать о своем селе, о местах где они бывали.

На занятиях использую такие игры как :«С какого дерево листок» ,«Птицы нашего края», «Какие праздники ты знаешь», «Комплементы»,

В группе создан патриотический уголок «Россияне» в котором разместила все дидактические игры по духовно нравственному воспитанию : «Разрезные картинки Былинные богатыри», «Расскажи о своей семье», «Где я живу» и др.

Дети самостоятельно играют в уголке, объединяются в группы по интересам, используя полученный опыт от совместной деятельности.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы Испокон века книга растит человека. Русский народный фольклор. Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале,.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами сказки .

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1: Заголовок Слайд 2-3: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В системе дошкольного образования работаю двадцать восемь.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Хочу рассказать о методах, которые, мы используем в детском саду для формирования духовно- нравственных качеств личности ребёнка. Проводим.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» Цирихова Б. Н. Цель: духовно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры
Опубликовано: 12 мая 2019 в 12:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД