МААМ-картинки

Двигательная активность дошкольников

Надежда Никанова (Барабанова)
Двигательная активность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Ориентирование современной педагогики на формирование у дошкольников качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии и в играх, нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребёнка.

Публикация «Двигательная активность дошкольников» размещена в разделах

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности дошкольника, если для этого созданы необходимые условия.

Одним из условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество – стиль жизни). Двигательная деятельность предоставляет для этого большие возможности.

Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учёт индивидуальных особенностей ребёнка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учитывать и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребёнка.

Непременным условием организованной взрослым творческой деятельности детей должна быть атмосфера творчества. Имеется в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребёнок увлечён тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребёнка, поддержки его при неудачах, радости его достижениям.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были приняты ребёнком.

Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных методов и подведение детей, если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие творческой активности ребёнка.

Реализация принципов развивающего образования возможна, более того – необходима в области физического воспитания дошкольников. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры. В дошкольном детстве у ребёнка стихийно складывается определённый опыт двигательного творчества, которое является составной частью культуры движений. Двигательное воображение обеспечивает одушевление детских движений. Это, в частности, значит, что ключ к формированию воли и произвольного внимания - психических функций, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании детей, следует искать в сфере развития двигательного воображения. Другими словами – тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо чтобы мир движений открылся детям, как особый, необыденная деятельность, как специфическая культура, к которой ещё только предстоит приобщиться, которая ещё только ждёт своих исследователей. Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает наличие у них творческого воображения, развитие которого осуществляется разнообразными средствами специально организованной двигательной деятельности.

В нашем детском саду определены приоритетные направления развития воспитанников – физическое и интеллектуальное.

Поэтому мы считаем, что одним из принципов, регламентирующих деятельность инструктора по физической культуре, должен являться принцип творческой направленности – когда ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности. В процессе выполнения заданий, упражнений, мы даём полную возможность ребёнку самому создавать различные двигательные ситуации, самостоятельно решать те или иные двигательные задачи.

Данный принцип предполагает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребё нком: мы должны организовывать процесс так, чтобы сотворчество с ним ни на минуту не прерывалось.

Для развития двигательного творчества мы используем любые физические упражнения – всё зависит от условий, созданных для двигательной деятельности детей и методик обучения. Основное – не допускать трафаретности движений, дать детям возможность быть всегда исследователями, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде, больше предоставлять детям возможностей для самовыражения в играх и занятиях.

В своей работе мы используем и специальные приёмы развития двигательного творчества – проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры и задания:

- придумать разные способы упражнений с использованием всех имеющихся пособий; например, все ребята берут различные пособия (палки, обручи, мячи, флажки и т. д.) и придумывают с ними упражнение, которое нужно выполнять только руками, ногами, туловищем, сидя, лёжа и т. д. ;

- найти предметы, которые можно катать (мячи, шары, обручи, каталки, палки, колечки);

- придумать название движению, например, вис на перекладине – яблоко, вишня, груша; ползание – река, текущая под мостом, между деревьев;

- изобразить зверя, птицу, букву, предмет; детям младшего возраста показываем картинку с изображением животного или какого-либо предмета, в старшем – карточка с написанным словом, обозначающим предмет;

- выразительно передавать тексты считалок, пословиц, загадок движениями;

- придумать движение для простого сюжета, ситуаций, описанных в тексте: «двигательная инсценировка – пантомима», например, для детей младшего возраста «Я люблю свою лошадку», «Бычок», «Вышла курочка гулять» и т. д. ; для детей старшего возраста – «Репка», «Кто сказал мяу», «Колобок» и др. Очень нравится детям инсценировать интересные сюжеты из повседневной жизни, взяв за основу какое-нибудь событие, смешной случай;

- по новому использовать физкультурный инвентарь, например, мяч – им можно рисовать, раскручивать на полу, раскачиваться на мяче как на качелях, пытаться пронести на голове, ползти, толкая мяч головой;

- придумать и изобразить забавные движения с предметом: «клоунада», например, с помощью кегли дети имитируют действия силача, милиционера с жезлом, восточной женщины, несущей кувшин на голове; с помощью обруча изображают дрессированных собачек, ловлю бабочек, зонтик, окно, руль и т. д. ;

- придумать различные танцевальные движения под музыку.

Разнообразные формы творческой активности дошкольника могут иметь место, как в повседневной жизни, так и физкультурных игровых занятиях, в которых двигательное творчество – задача специального обучения. Такие занятия строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, детских литературных произведений, подвижных игр. Чаще всего они имею форму беседы, рассказа, игры – драматизации и даже становятся маленьким физкультурным праздником для детей.

Подобные занятия могут быть ступенькой духовного роста ребёнка, они способны помочь ему не оторваться от природы, максимально раскрыться, иными словами – открыть себя миру. Девиз таких занятий – свобода, творчество, доброта. Необходимо максимально сгладить грань «взрослый – ребёнок», позволить ребёнку освободиться от зажимов.

В младшем и среднем дошкольном возрасте основным методом обучения на игровых занятиях выступает метод импровизации. Он способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогает «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.

Содержание сюжета должно быть доступно для детей данной возрастной группы, вызывать интерес к занятию. Например, «Цыплята», «Воробышки» и др.

Темы физкультурных занятий согласовываем с лексической темой познавательных занятий. Так, если дети проходят тему «Транспорт», «Овощи», «Животные», то и на занятиях по физкультуре дети обыгрывают данные объекты.

Сюжеты занятий в старшем дошкольном возрасте становятся более сложными: «Цирк», «Космонавты», «Путешествие в страну сказок» и т. д.

Сюжетные занятия – это творческий поиск, дети с большим интересом занимаются на таких занятиях.

Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции, широко используемые в игровом занятии: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки; показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их; знакомое упражнение «обновляют» новыми структурными частями и т. п.

Мы считаем, что наиболее эффективным средством развития двигательного творчества детей являются подвижные игры. Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста неоспорима. Играть детям интересно и полезно. В игре ребёнок наиболее полно может выразить себя, показать свой внутренний мир. В дошкольных учреждениях подвижные игры применяются не только для физической нагрузки, но и как развлечение. Организацией этой деятельности, как правило занимаемся, мы, взрослые. Попытка предложить детям самим поиграть приводит к тому, что дети повторяют известные им игры и не могут придумать свои.

Анализ педагогической литературы по теме двигательного творчества, материалы семинара Т. А. Сидорчук позволили сделать вывод: имеются дидактические средства, способные научить детей создавать свои собственные подвижные игры.

Например, круг Луллия состоит из трёх кругов разного диаметра, скрепленных в центре. Каждый круг разделён на одинаковое количество секторов. На секторах пишем слова или помещаем картинки, например 1 круг – части тела, 2 круг – виды движений, 3 круг – спортивные принадлежности; или 1 круг – виды движений, 2 – предметы, 3 – место действия. в младшем дошкольном возрасте можно использовать только 2 круга.

С помощью кругов Луллия мы предлагаем детям раскрутить круги и смотрим, что после раскрутки находится в одном секторе. Например: голова, гантели, хлопки. Значит, будем придумывать упражнение с гантелями. Напоминаем детям, что упражнения должны быть полезными и необычными Дети придумывают - похлопать гантелями над головой. Придумывать упражнения можно всей группой, индивидуально и разбившись на небольшие подгруппы. Дети расходятся и придумывают упражнения, затем показывают, определяют лучшие, оценивая их оригинальность, пользу. Занятия проходят очень оживлённо и весело.

В учебном году мы изучали метод проектной деятельности, с помощью которого дети научились создавать новые подвижные игры. На физкультурных занятиях и дома дети анализировали подвижные игры. В результате дети поняли, что игра состоит из игрового действия и правила. Для того чтобы было интересней нужны предметы, определённое число игроков, время и учёт особенностей места проведения игры. Также в игре должен быть какой-то результат. Таким образом, нами было выделено 7 основных признаков подвижной игры. Для наглядности было изготовлено пособие по «именам» признаков.

Совместно с детьми мы придумали схематичное изображение этих признаков. Схематичный образ воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение. Из множества вариантов, предложенных детьми, выбирались наиболее удачные.

На основе этой морфотаблицы дети самостоятельно придумывали свои варианты игры, новые подвижные игры: меняли место проведения игры, или добавляли новый атрибут, или изменяли правила игры.

Затем мы проводили досуг с использованием новых игр. Ребята рассказывали как они создавали игру и организовывали детей для проигрывания.

Например, игра «Корабли и торпеды» : игроки (корабли) ползают по залу заданным способом. Водящий (враг) находится в определённом месте. Около него корзина с мячами (торпеды). По сигналу ведущего: «Торпеда», он катает мяч по полу с целью попасть в игрока (корабль). «Корабль», в которого попала «торпеда» выходит из игры. «Торпеды», не попавшие в «корабли» «плавают» по морю (залу). Ползая, игроки не должны задеть, лежащие на полу мячи (торпеды). Игра заканчивается, когда у водящего кончаются все торпеды или когда поймано определённое количество игроков «кораблей».

Правила: водящий пускает торпеду только по сигналу. Ему нельзя выходить из бункера. Игроки не могут бегать.

В результате этой работы ребята увлеклись созданием игр. В свои новые игры они играют теперь с большим удовольствием в зале, на прогулке, на спортивной площадке. Всё это заметно увеличивает их двигательную активность, повышает интерес к физической культуре.

Публикации по теме:

«Двигательная активность дошкольников». Консультация для родителей Дети дошкольного возраста ведут себя весьма активно, постоянно стремятся совершать какие- либо движения, что составляет одну из основных.

Деловая игра «Двигательная активность в ДОО» Задачи: 1. Выявить уровень профессиональной подготовки педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОО. 2.

Двигательная активность Практический материал по организации двигательной активности детей дошкольного возраста в условиях лечебно-оздоровительного учреждения.

Двигательная активность детей дошкольного возраста на прогулке Активность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. А физкультура на прогулке, на свежем воздухе имеет большое значение для физического.

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Воспитание здорового ребёнка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье.

Двигательная активность на прогулке с детьми второй младшей группы Двигательная активность на прогулке с детьми второй младшей группы Октябрь 1. Дети вместе с педагогом поют песенку: Петушок, петушок.

Фотоотчет «Двигательная активность»Фотоотчет «Двигательная активность» Двигательная активность (физическое развитие). Развитие и коррекция ручной моторики. Игра " Кати мяч". Цель: развивать координацию движений.

Карты посещения «Двигательная активность детей на прогулке» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно.

Консультация для родителей «Двигательная активность детей на прогулке» Дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности на прогулке, здесь они могут проявляться наиболее ярко. Особенно велика.

Двигательная активность и здоровье дошкольника Тема: «Двигательная активность и здоровье» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Двигательная активность дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 10:27
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Двигательная активность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никанова (Барабанова) (УИ 169572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД