Папки-передвижки

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)

Рычков Николай Петрович
Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Проработав в детском саду более тридцати лет музыкальным руководителем, и испробовав многие методики, я пришел к твё рдому убеждению: народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребёнка.

Публикация «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д. С. Лихачё в сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека.

Свою работу по музыкальному воспитанию стараюсь строить на основе народного календаря. Это имеет основную особенность – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах и т. д. Заклички учат детей общаться с явлениями природы от которых зависят результаты земледельческого труда. Попевки и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм. Дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте. Обряды - передают глубинную народную мудрость.

Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы земледельца, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге - у ребёнка остаётся детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.

Фольклор волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, значит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичные звучания фольклора вызывает у него радость, подъем. Грустная музыка заставляет ребенка грустить. Услышав музыку ребенок чувствует настроение мелодии перерастающей в душевное состояние ребенка.

Слушая музыку, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий и т. д.) различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и т. д., отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый протяжный характер и т. д). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Слушая народную музыку ребенок по своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

- каждый ищет выразительные движения характерные для народных мелодий. Знакомые танцевальные движения сочетаются и применяются в новых комбинациях и выражениях. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Решение воспитательных задач во многом способствуют коллективное исполнение фольклора, дети охвачены общими переживаниями. Пение народных песен требует от участников единых усилий.

Важное место в работе над фольклором уделяется русскому народному костюму (рубашка и т. д.). рассказываю детям, как издавна русский народ любил свою одежду, украшал его искусными вышивками, что в каждой губернии был свой особенный рисунок. Дети с радостью примеряют костюмы предназначенные для исполнения. Костюм помогает ребёнку войти в образ и тогда выступления становятся более выразительными.

Все эти навыки способствуют в работе над конечным результатом, который мы видим на празднике «Русская горница», «Масленица», в празднике «Весны», на концертах во Дворце культуры, Доме творчества. Огромную роль играет репертуар народных песен, плясок, хороводов и т. д. Мой опыт с народными коллективами: «Ансамбль ветеранов» в Д/К, фольклорным ансамблем Дома творчества.

Передаю свой большой опыт работы с народной музыкой, которой посветил тридцать лет своей творческой деятельности.

Фольклор воспитывает чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают со своим народом. Богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа его нравы и обычаи, его черты характера.

Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанный с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню матери и т. д. Эти первые впечатления я старался закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, пляски, мелодии так богаты жизненным опытом, оптимизмом и энергией русского народа.

С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младших группах. Они их слышат и на музыкальных занятиях и вне занятий.

Творческое проявление детей младшего дошкольного возраста, так же в пении и народной игре, являются важным показателем музыкального развития. Постоянно в зависимости от возраста детей расширяю репертуар, русских народных песен и т. д. Русские мелодии становятся более понятными, доступными, когда мы включаем их в исполнительскую деятельность. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений и т. д. Её богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

Подбирая репертуар для исполнения слежу чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем мелодиям и песням, которые можно инсценировать. При первом знакомстве с текстом песни объясняю детям смысл слов: ярмарка и т. д. Эта песня, как многие другие русские народные песни, радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты, отличаются задорной мелодией, оригинальным построением.

На основе имеющихся у детей музыкально - двигательных навыков мы разучиваем с ними русские пляски. Пляска, как и песня, отражает представления о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Программа по музыкально - ритмическим движениям для старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста предлагает все эти движения - элементы русской народной пляски, в работе широко использую и другие элементы русской пляски доступные детям (проходка с каблучка и т. д.).На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разученные муз - ритмические движения по показу воспитателя и по показу детей. Разнообразие мелодий обогащает муз - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску. Для этого чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными и т. д. предлагаю детям выполнить один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий.

В своей работе использую все формы русской пляски: круговые, парные и сольные. Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребёнок может показать свою изобретательность и индивидуальность. Уже само присутствие народной атрибуции:(платочек и т. д.)-это чисто национальные принадлежности русского быта -вызывает у детей большую радость. Учу детей прослушать музыку к танцу. Начинаем прохлопывать, а затем отстукиваем ритмический рисунок мелодии (на ложках, разучиваем плясовые движения.

Фольклор влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий видов деятельности (пение, слушание музыки, и т. д.)требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню,вовремя начать и закончить ее, в танцах, в играх уметь действовать подчиняясь музыке.

Восприятие фольклора тесно связано с умственными процессами то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще не значительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Танец, народная пляска, понтанима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой либо персонаж используя выразительные движения,мимику слова. При этом наблюдается определенная последовательность:ребята слушают музыку обсуждают тему распределяют роли, затем уже действуют.

Фольклор воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка,вызывает реакции связанные с изменением кровообращения дыхания.

Народное пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно то можно говорить о достаточно высоком уровне развития. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности интереса каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально дифференцированном подходе.

В процессе коллективных занятий музыкальный руководитель предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности.

Развивающей целью занятия формируют музыкальность детей. С группой проводятся ритмичные игры и упражнения на развитие разных групп способностей -звукового слуха, на различие звуков по длительности, тембровой окраски, динамики звучания.

В занятиях дошкольного типа ведущим является один из видов детской музыкальной деятельности (пение, танцы, слушание).

Комплексные занятия: Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография).

Работая по программе, мы повседневно уделяем большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Детский фольклор - это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических жанров фольклора.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Атмосфера эмоционального подъема заинтересованность детей повышает результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом владел профессиональным мастерством был не равнодушен к тому о чем он говорит, что и как он преподносит детям.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 10:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Рычков Николай Петрович (УИ 214127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД