Светлана Шогляева
Формирование бережного отношения к памятным местам
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Мэрии г. Элиста
СОСТАВИТЕЛЬ: ВОСПИТАТЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ГРУППЫ МКДОУ №5 ШОГЛЯЕВА С. Н.
Формирование бережного отношения к памятным местам –
это уважение к историческому прошлому родной страны.
«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной –
есть постыдное малодушие.»
А. С. Пушкин
Задачи:
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Элисты.
2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе.
Публикация «Формирование бережного отношения к памятным местам» размещена в разделах
3. Развивать бережное отношение к городу.
В работе с детьми по ознакомлению с родным городом я широко использую такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии.
Сегодня мы отправляемся в экскурсию по нашему городу. Я расскажу вам о достопримечательностях Элисты. Назовем нашу экскурсию – «Здравствуй, Элиста».
Элиста – это город, расположенный посреди степи и одухотворенный философией буддизма.
В рамках одной экскурсии невозможно охватить все достопримечательности Элисты. Я расскажу лишь о самых значимых из них.
Мемориальный комплекс в честь героев гражданской и Великой Отечественной войн был открыт в 1965 году в ознаменование
20-летия Победы.
Ока Иванович Городовиков (1879-1960) - герой гражданской и Великой Отечественной войн. В 1958 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. К 95-летию Оки Ивановича Городовикова было решено установить ему памятник на одной из площадей города Элисты.
Басан Бадьминович Городовиков легендарный калмыцкий военачальник, государственный деятель, который внёс огромный вклад в послевоенное восстановление Калмыкии. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза, так как дивизия, которой он командовал в Великую Отечественную войну, первой перешла границу между Советским Союзом и Германией.
В декабре 1943 года калмыки были депортированы в Сибирь и на Дальний Восток. Город Элиста был переименован в Степной.
29 декабря 1996 года открыт памятник жертвам сталинских репрессий, созданный выдающимся скульптором современности Эрнстом Неизвестным.
Мемориал «Исход и Возвращение» установлен на востоке города на кургане, внутри которого, как подразумевается сокрыты все тайны и вся память Вселенной. Исход – на Восток, приход с Востока – Возвращение.
В Элисте есть экзотика, освежающая голову, как самый воздух этих весенних полынных полей. На глазах растет и хорошеет маленький степной город. Дома со всех сторон открыты ветру и солнцу. Среди городской архитектуры встречается много чудесных силуэтов, в которых сквозит экзотика востока и символизм основной религии Калмыкии Элиста – это не только столица Калмыкии, но крупнейший центр сосредоточения буддистов со всей России. 90-е годы для Калмыкии стали периодом духовного возрождения.
В 1990 году установлен скульптурный ансамбль «Джангарчи Ээлян Овла» скульптора В. Васькина.
В 1999 году открыт памятник великому ойрат-калмыцкому просветителю, основателю «Ясного письма», политику и религиозному деятелю Зая-пандите скульптора Р. Рокчинского.
Город богат на сооружения религиозного характера: так один за другим в 1990-2000 годах появились первый храм Элисты – Сякюсн-сюме, затем Ступа Просветления, пагода Семи дней и другие буддийские места.
А в 2005 году в Элисте был построен самый большой в Европе буддийский хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
В 1998 году, в рамках проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады, в Элисте был построен Город Шахмат – Сити-Чесс, являющийся местом
проведения шахматных соревнований и симпозиумов, деловых и культурных встреч.
Целая группа памятников представляет собой белокаменные фигурки, выполненные в рамках 4-х художественных выставок (биеннале).
Белый старец Цаган Аав, скульптура под названием «Путь к Солнцу» – отражение самобытности народа Калмыкии.
А в шахматном городке Сити-Чесс можно встретить скульптуры необычных форм, выполненные участниками симпозиума «Планета Каисса».
О нашем замечательном городе можно рассказывать бесконечно долго. Интерес и внимание к памятникам, возросшие в России в последние годы, свидетельствуют о том, что наша жизнь становится духовно богаче, все более явственно проявляются чувство патриотизма, осознание вечности и глубины корней, питающих современную культуру.
Без исторической памяти не может существовать народ. Не воспитывая в детях уважение к этой памяти, невозможно вырастить поколение, которое сможет создать что-то новое, что по праву займет место в культурном достоянии народа.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
А теперь сыграем в игру «Пустой кадр». Эта игра поможет нам закрепить знания, полученные во время сегодняшней экскурсии.
1. Кому поставлен этот памятник? (Остап Бендер «Двенадцать стульев»)
2. Кто этот человек? Что он сделал для Элисты?
(основатель Элисты)
3. Название памятника? Автор? («Эхо», Нина Евсеева)
4. Где установлена эта скульптура? (Сити-Чесс)
5. Какую часть города называют Нью-Васюки? (Сити-чесс)
6. С каким событием в Элисте связана эта дата?
(3 всемирная шахматная олимпиада)
7. Кому установлен этот памятник? (Зая- пандита)
Викторина «Экскурсия по Элисте»
1. Кто считается основателем калмыцкой столицы?
(Степан Кийков)
2. Кому посвящен мемориальный комплекс в парке «Дружба»?
(героям гражданской и Великой Отечественной войн)
3. Орденом какой братской страны был награжден О. И. Городовиков?
(Монголия)
4. За что было присвоено звание Героя Советского Союза Б. Б. Городовикову?
(дивизия, которой он командовал в Великую Отечественную войну,
первой перешла границу между Советским Союзом и Германией)
5. Кто является автором мемориала «Исход и Возвращение»?
(Эрнст Неизвестный)
6. Что дал Зая-пандита калмыцкому народу?
(«Ясное письмо» письменность)
7. Как называется первый храм, построенный в Элисте в 90-е годы?
(Сякюсн-сюме)
8. В каком году был построен самый большой в Европе буддийский хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»?
(в 2005 г.)
9. Сколько художественных выставок (биеннале) проводилось в Элисте?
(4)
10. В каком году в г. Элиста проводилась 33 Всемирная шахматная олимпиада?
(в 1998 г.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЗАНЯТИЙ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Формы работы по знакомству детей с родным городом могут быть различны: целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы и другие. Но основной формой является занятие по ознакомлению с окружающим, которое проводится один раз в месяц. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы не занятий. И в течение года нужно несколько раз возвращаться к тому, что дети узнали ранее. Каждое занятие должно проводиться с использованием наглядного материала. На каждом занятии дети должны узнавать новые, ранее не знакомые им слова.
При знакомстве дошкольников с историей родного города воспитателю приходится многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит, воспримет ребёнок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желание узнать что-то ещё. Составляя рассказ, воспитатель должен помнить следующее:
• По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал.
• Необходимо включать в рассказ вопросы к детям.
• Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, т. к. в дошкольном возрасте детям не доступна хронология
• Язык рассказа должен быть очень простым. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
• В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что выходить на целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения можно с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.
Знакомя детей с родным городом необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть: желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д.
Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться их работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
Научите детей любить свой город и гордиться тем, что они живут в таком замечательном городе и такой прекрасной республике как Калмыкия!