Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания

Олеся Французова
Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания

ИМП-2

2.1. Факторы, способствующие формированию опыта

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

1. Изучение педагогической, психологической литературы по проблемам развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

2. Посещение занятий районных методических объединений воспитателей ДОУ.

3. Изучение опыта коллег.

4. Посещение курсов повышения квалификации.

5. Творческий поиск.

Большое влияние на формирование опыта оказал собственный интерес к обозначенной проблеме, стремление придать своей деятельности направленный характер.

2.2. Характеристика дошкольного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №9» (строение 6, здесь обучаются дети раннего и дошкольного возраста. В учреждении функционирует 6 групп, из них:

-Первая младшая группа №1

- Вторая младшая группа №5

- Средняя группа №2

- Старшая группа №4

-Компенсирующая группа №6

- Подготовительная к школе группа №3

Организация работает в режиме 12-часового пребывания детей - с 7.00 до 19.00.

В каждой возрастной группе воспитываются дети одного, реже двух смежных возрастов.

ИПМ – 3 Теоретическая интерпретация опыта

3.1. Теоретическая база опыта

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека. По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность. Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности. «Движение – первичный стимул ума ребенка» Н. Н. Амосов

Ребёнок рождается с определёнными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором для малыша является окружающая среда и воспитание.

Одним из направлений психологии и педагогики является коррекция и развитие психомоторных качеств детей. Онтогенез психомоторики обусловливает физическое и психическое развитие ребенка в раннем возрасте (И. М. Сеченов, Н. И. Озерецкий, К. М. Гуревич, А. В. Запорожец, В. В. Лебединский).

Психомоторными качествами принято называть морфофункциональные свойства, благодаря которым возможна физическая активность человека. Развитие психомоторных качеств человека происходит в условиях деятельностного освоения человеком ценностей двигательной культуры. К основным психомоторным качествам относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость (Е. П. Ильин, В. П. Озеров, И. М. Туревский и др.).

Ребёнок рождается с определёнными унаследованными биологическими задатками, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего психомоторного развития в условиях взаимодействия с биосоциальной средой.

У детей младшего дошкольного возраста вследствие воздействия вредоносных факторов эндогенного и экзогенного характера наблюдаются неспецифические нарушения в развитии двигательных навыков. Они проявляются:

- в психомоторной расторможенности;

- в снижении физической работоспособности;

- в нарушении управляемости, как отдельных движений, так и двигательного поведения;

- в недостаточной координированности движений;

- в замедленном формировании и непрочности двигательных умений и навыков основных движений;

- в нарушении развития мелкой моторики;

- в неспособности осуществлять двигательное поведение по словесной инструкции и в воображаемой ситуации.

Причиной этого является низкий уровень развития психомоторных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Сила – способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недоста-точно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц. В раннем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т. д. У детей младшего дошкольного возраста часто наблюдается гипертонус или гипотонус мускулатуры. Это негативно сказывается на физическом развитии (на формировании осанки, свода стопы, а также при выполнении силовых упражнений, связанных с преодолением собственного веса тела.

Быстрота проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Для детей раннего возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся объект и реакция выбора (игра в мяч). Для развития и коррекции этого качества мы применяем различные подвижные игры и беговые упражнения:

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. У ребёнка воспитание ловкости связанно с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Ловкость является необходимым компонентом любого движения (ходьба, бег, прыжок и т. д.). В этом возрасте у детей, недостаточность ритмичности, нарушение статического и динамического равновесия. Кроме этого возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений.

Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Данное психомоторное качество слабо развито у детей младшего дошкольного возраста. Во многом это обусловлено недоразвитием волевых качеств, повышенной эмоциональной возбудимостью, отсутствием мотивации к занятиям физическими упражнениями. Для развития эмоционально-волевой сферы мы используем подвижные игры средней интенсивности, продолжительную ходьбу и бег со сменой темпа.

В своем опыте, используя нетрадиционные средства физического воспитания детей, я показываю, как сделать ООД по физической культуре более интересной, развивающей, познавательной, поддерживая положительный эмоциональный тонус детей, что является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, повышает интерес к физическим упражнениям. Используемые мною нетрадиционного средства физического воспитания детей направлены на развитие двигательных навыков и на воспитание у них чувства ответственности за свое здоровье. Опираясь на нетрадиционную систему работы Утробиной К. К., которая исключает из структуры НОД малоэффективные для физического развития и не интересные для ребенка строевые упражнения я дополнила НОД по физической культуре упражнениями с элементами точечного самомассажа и дыхательной гимнастики, которые нужны не только для профилактики простудных заболеваний, но и нацелены на воспитание стремления к здоровому образу жизни. Не менее важное место эти упражнения занимают в гимнастике после дневного сна, помогая облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования. Введение в ООД упражнений с элементами акробатики позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять мышцы; понимать, как они владеют своим телом. Использование в физкультурных развлечениях ритмической гимнастики позволило повышать функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивать координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.

Точечный самомассаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения с элементами точечного самомассажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенно в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Наряду с этим точечный самомассаж является профилактикой простудных заболеваний.

Дыхательные упражнения – комплекс упражнений, позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода. Эти упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок, повышению иммунитета, содействуют снижению утомляемости и повышению концентрации внимания.

Акробатика – вид спорта, объединяющий многочисленные группы физкультурных упражнений. Упражнения с элементами акробатики обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, верхних, нижних конечностей. Хорошее развитие этой мускулатуры позволяет поддерживать слаженную деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем организма.

Ритмическая гимнастика – это выполняемый под музыку оздоровительный вид гимнастики, который способствует активному формированию опорно- двигательного аппарата сердечно сосудистой и нервной систем организма.

Все физические качества развиваются во время непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию (занятия по ФК) и во время физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренней гигиенической гимнастики и физкультурных минуток, которые проводятся воспитателем и специалистами по рекомендации.

3.2. Противоречия, которые разрешаются данным опытом

Жизненной необходимостью в движениях и необходимостью индивидуального подхода к использованию и применению особых методов и приемов с учетом психофизических особенностей каждого ребенка;

необходимостью данной работы и непрерывным поиском новых специфических форм, методов и приемов работы с детьми

между превосходящим влиянием родителей на ребенка и их низкой педагогической грамотностью;

между привычкой снимать информацию в готовом виде из источников СМИ и необходимостью творческого переосмысливания ее с целью применения к своему ребенку.

3.2. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании:

- нетрадиционных средств физического воспитания;

- разнообразных форм и методов нетрадиционного направления работы по физической культуре в детском саду;

- комплексного подхода к всестороннему и физическому развитию дошкольников;

3.4. Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть использован воспитателями и инструкторами по физкультуре дошкольных учреждений в повседневной практике. Он подскажет педагогам и родителям, как растить детей здоровыми, крепкими, развивая их двигательные навыки

3.5. Актуальность опыта

Овладение основными движениями в младшем дошкольном возрасте – это важнейшее условие и средство общего развития ребёнка, формирование его психики, это показатель физического и психического здоровья ребёнка. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

3.6. Перспективность опыта

Остаются актуальными для дальнейшего изучения следующие вопросы:

• научное обоснование использования нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных навыков дошкольников.

• разработка моделей реализации нетрадиционных средств физического воспитания для формирования здоровьесберегающего поведения детей и улучшения их физического и психологического здоровья.

3.7. Трудоемкость опыта

Опыт требует:

- повышения мастерства и квалификации педагогов;

- создания условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- комплексного решения физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинским работником;

- постоянного стремления к положительной динамике в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;

- постоянного контроля за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- тесного взаимодействия и сотрудничества инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями детей.

ИПМ - 4 Содержание собственного опыта

4.1. Задачи работы с детьми:

Оздоровительные задачи:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• совершенствование функций организма, повышения его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, точенного самомассажа;

формирование правильно осанки.

Образовательные задачи:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности, и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

воспитание потребности в здоровом образе жизни и в физических упражнениях;

воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

4.2. Формы организации работы с детьми.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми по реализации обобщенного педагогического опыта на тему «Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания:

1. НОД;

2. Утренняя гимнастика;

3. Гимнастика пробуждения после дневного сна;

4. Индивидуальная работа с детьми;

5. Активный отдых дошкольников (физкультурные досуги, развлечения).

Публикации по теме:

Физкультурные развлечения как средство совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста 2 слайд. «Береги здоровье смолоду!» - это девиз, который я использую в своей работе с детьми. Ведь растить здоровыми, сильными, эмоциональными.

Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изобразительная деятельность.

Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Осторовский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые.

Формирование двигательных навыков у дошкольников-необходимое звено в общей системе воспитания детей в ДОУ Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду. Главными формами организации этой жизни в детском.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.

Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы,.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Что же такое «здоровьесберегающая.

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального.

Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания Изучив особенности и уровень геометрических представлений у детей экспериментальной группы, я разработала план формирующего эксперимента,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания
Опубликовано: 10 мая 2016 в 10:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс для педагогов «Поднос из бумаги с декоративной росписью»
Мастерицам, любящим делать что-то своими руками стоит попробовать сделать поднос и украсить его росписью. Мой мастер-класс предлагает несколько...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Птицы –наши друзья»
Цели: приклеиван ие готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Мастер-класс в подготовительной группе «Подарим мамочке в подарок наше сердечко»
Теплые ладони греют словно солнышко, Мамочке мои славные ладошки! Улыбнется мама, Скажет:Мое солнышко! Нежно обниму и тихо повторю: Я сама старалась....
Фотоотчёт об оформлении зимнего участка совместно с родителями
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы...
Мастер-класс по изготовлению горки из шин
Такое сооружение выполнили под моим руководством воспитанники старшей группы Центра содействию семейному устройству. Для работы необходимо: 21 шина,...