МААМ-картинки

Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста

Алина Артёмова
Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. «Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты» –Т. С. Комарова.

Публикация «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Творческие способности человека являются существенной частью и задача их развития – одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей. Чем свободнее ребенок владеет техникой рисования, тем полнее он может выражать в рисунках впечатления от окружающего мира» - Е. Б. Баранова.

«Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития на всех возрастных ступенях дошкольного возраста» - И. А. Лыкова.

Провела обследование изобразительных умений и навыков детей по методике С. С. Дреер, А. Н. Потыкан.

Результаты диагностики (набор детей ежегодно новый) на начало учебного года за последние три года показали, что навыки изобразительной деятельности у детей недостаточно развиты.

Поэтому решила более углубленно заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста.

Поставила задачи:

Обучающие: учить изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); совершенствовать технические навыки рисования; формировать нетрадиционные техники рисования.

Развивающие: развивать чувство цвета (различать и называть основные цвета); развивать композиционные навыки (располагать изображение в середине листа бумаги); развивать у детей мелкую моторику, наблюдательность; развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения изобразительного искусства; желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; воспитывать аккуратность в работе.

Этапы работы:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и научно - методическую литературу по данному вопросу.

2. Провести диагностику уровня освоения знаний по теме (2 раза в год).

3. Подобрать формы и методы работы, разработать систему работы (перспективное планирование углубленной работы) по теме для детей 3-4 лет.

4. Оформить ППРОС в соответствии с ФГОС и СанПиН, создать авторские пособия для работы с детьми.

5. Привлечь семьи воспитанников для реализации данной темы.

6. Познакомить педагогический коллектив с формами и методами работы по теме, подготовить презентацию и творческий отчет по теме.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению, а именно рисованию использую разнообразные методы и приемы, которые подразделяю: наглядные, словесные, игровые и практические. Применяю следующие наглядные методы и приемы: показ образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

В начале НОД провожу показ отдельных предметов. Рассматривание провожу с целью привлечения внимания детей к заданию. В течение остального времени дети рисуют по представлению.

В возрасте 3-4 лет особенно актуально применение образца, так как основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию навыков рисования (изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов). В предметном рисовании образец использую не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения.

В младшей группе использую рассматривание натуральных предметов. Картины применяю главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.

Показ способов изображения применяю для обучения детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Жестом поясняю расположение предмета на листе, можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом. В конце занятия показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Также одобрение получают работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

НОД как правило, начинается с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. В процессе беседы или после нее показываю нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания демонстрирую прием работы.

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка, обладает своеобразной наглядностью. Художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Указания обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Особенно дети любят игровые приемы, потому что это способствует их эмоциональному фону, вызывает положительные эмоции, повышает интерес к процессу, привлекает внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик» и т. д.

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают навыками пользования материалами. Рисование требует применения разнообразных методов и приемов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков. Одним из основных практических методов являются упражнения в освоении технических, а иногда изобразительных умений. Так, осваивая изображение округлой формы в рисовании, малыши рисуют мячи, апельсины и др. предметы одной и той же формы.

Планируя непрерывно-образовательную деятельность (НОД, развиваю активность, самостоятельность и творчество детей. Побуждаю их вспомнить, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учу сравнивать предметы, активизирую опыт ребенка, речь детей, учу правильно пользоваться изобразительным материалом : правильно держать карандаш, фломастеры, кисть и т. д.

Подготовка к НОД согласно образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12» начинается с составления плана. Определяю тему и программный материал, обдумываю, какими приемами и методами смогу обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий определяю, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. В начале занятия заинтересовываю ребят, привлекаю их внимание к работе. В процессе рисования наблюдаю за работой детей, помогаю, даю указания как правило индивидуально. Во избежание утомляемости, провожу физминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики. Каждое занятие заканчивается коллективным просмотром всех работ ребят, выбором понравившегося рисунка.

Совместную деятельность провожу 2-3 раза в неделю во второй половине дня по разработанному перспективному плану «Перспективный план по нетрадиционному рисованию в младшей группе 3-4 лет». Для эффективной работы детей разделила их на 2 подгруппы. Первая подгруппа дети с выше-средними показателями изобразительных навыков. Вторая группа с ниже- средними показателями.

Применяю следующие нетрадиционные методы и приемы: рисование манкой (экран для рисования, рисование солью, мокрой бумагой, скомканной бумагой, рисование ладошками, пальцами, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование отпечатками картофеля, поролона, пробками на бумаге и т. д. Провожу индивидуальную работу с детьми у которых что-то не получается, кто длительное время отсутствовал.

Закрепление знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности проходит по желанию детей в свободное от занятий время. Желание рисовать говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляю разнообразные умения у детей. В процессе работы наблюдаю за детьми, даю им советы, слежу за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Требование ФГОС ДО к созданию ППРОС (предметно-пространственная развивающая образовательная среда) предполагает привлечение всех сенсорных анализаторов детей (зрительных, осязательных, двигательных и др.). Поэтому создала уголок, где находятся принадлежности для рисования, которыми дети могут свободно пользоваться. В нем все традиционные материалы, которые необходимы для формирования навыков рисования : бумага для рисования, тонированная бумага, кисти (для рисования и клеевая, карандаши, фломастеры, восковые карандаши, трафареты для рисования, разукрашки маленькие и большие, наряду с ними приобрела нетрадиционные материалы: поролон для рисования ладошками, трубочки, соль, манку, мыльные пузыри, зубные щетки, расчески, гербарий и т. д.

Создала своими руками игры на развитие сенсорных, изобразительных навыков детей : «Укрась рукавичку», «Собери дымковскую игрушку из 4 частей», «Собери дымковскую игрушку из 6 частей», «Подбери узор к дымковской игрушки», «Собери матрешку», «Разложи предметы по цвету», «Найди правильную посуду», «Выложи узор», «Проведи по дорожке», «Положи предмет в нужную корзину», «Укрась картинки», «Волшебный экран» для рисования пальчиками по манке, «Развесь правильно белье», «Кубик» для развития мелкой моторики.

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, разработала план работы с родителями на учебный год:

Родительские собрания: «Правила рисования» (какой материал нужен для рисования, правильные разукрашки, новая техника в рисовании); «Наши достижения!».

Среди родителей провела анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать. Чтобы знать какие условия родители создают для занятий изобразительной деятельности, отношение родителей к детскому творчеству. Большинство родителей считают (12 человек) у их ребенка есть способности к изобразительному творчеству. Почти у всех детей есть дома материал для творческого развития – краски, пластилин, цветные мелки, карандаши, фломастеры и т. д. Но вот глина есть не у всех! Место для рисования и место где хранятся работы в доме у 14 человек. Проводят выставки детских работ -8 человек. Так как материал и место для занятий рисования есть, ребенок сам берет материал по желанию – 13 человек, 7 человек только по разрешению взрослых. Музыку в процессе творчества используют 6 семей, а 8 семей не включают музыкальное сопровождение. Зато 3 семьи сами поют когда рисуют вместе с ребенком. На просьбу ребенка порисовать вместе с ним 8 человек включаются в творческий процесс сразу, 7 предлагают порисовать самому. Многие родители жалуются на нехватку свободного времени, поэтому дети занимаются творчеством самостоятельно.

В прошлом году познакомила педагогический коллектив с содокладом на тему «Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста». В этом году доклад из опыта работы, презентация, авторские игры, перспективный план, просмотр НОД.

Заключение

Планирую продолжать работать в области художественно-эстетического развития, добавив аппликацию. В этом году планирую разработать перспективный план углубленной работы с детьми по нетрадиционным техникам в аппликации.

Диагностика за последние три года, на конец учебного года, показала хорошие результаты.

Прикреплённые файлы:

alina-1_ln7cc.pptx | 2573,28 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие изобразительных умений и навыков неслышащих дошкольников средствами нетрадиционных изобразительных техник Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи познавательного и сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических.

Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятийПроведя диагностическую работу и выяснив, что.

Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому.

Игры и игровые упражнения для формирование навыков правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник. Именно он – опора всего организма.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Презентация к родительскому собранию ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 1 слайд При воспитании у детей самостоятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Статья на тему: «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2017 в 16:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД