Екатерина Попова
Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественные педагоги-психологи отмечают, что именно в дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникативных отношений со сверстниками, «так как ребёнок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста». Следовательно, данный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными компетенциями.
Публикация «Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
«Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей».
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребёнок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств и связей, то в среднем и старшем дошкольном возраста в процессе игр он поглощён познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.
Значение игры в формировании социально-коммуникативных навыков ребёнка определяется тем, что «детская игра рассматривается как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений».
Включение детей в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность, позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Игры, направленные на формирование и развитие различных сторон коммуникации (логика, увеличение словарного запаса, звукопроизношение, рефлексия, эмоции и др., являются одним из эффективных способов формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.
Игра даёт возможность дошкольникам закрепить, уточнить, расширить их социальный опыт.
При работе с дошкольниками мной использовались различные педагогические приёмы, способствующие развитию коммуникативных компетенций в игре : детям были предложены игры, которые основывались на сотрудничестве и взаимопомощи; поощрение совместных игровых действий и помощи друг другу; оценка положительного примера других детей; одобрение стремления детей договариваться в играх, если возникают проблемы, конфликты; вовлечение детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве; подчеркивание необходимости соблюдения очереди, правил поведения в играх; ясное формулирование правил поведения в играх; вовлечение менее «популярных» детей в совместную деятельность; использование разных форм проявления внимания к детям (наблюдение за игрой, улыбка, контакт взглядом, мимикой, совместная деятельность, смех, выслушивание и т. д.).
Все эти приёмы использовались в работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей характера, возраста, на основе диагностических исследований.
В ходе психолого-педагогической деятельности по формированию коммуникативных компетенций у детей 4-7 лет использовались игры с фиксированными, открытыми правилами (дидактические, подвижные, строительные) и игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры).
Не секрет, что дошкольники не любят следовать правилам поведения, которые кажутся им скучными и неинтересными. По этой причине использовались игровые персонажи (Гномик Егорка, добрая Фея, которые помогали педагогу-психологу обучать детей хорошим манерам в области общения. Они «приходили» в тот момент, когда требовалась помощь в решении спорных вопросов, в конфликтных ситуациях, в обучении правилами поведения, взаимоотношения и общения.
Подвижные игры, организованные с воспитанниками средней группы в рамках организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности дошкольников, были направлены на развитие у детей этого возраста зрительно-пространственной адаптации и двигательной активности. Это такие игры как: «Где чей домик?», «Найди свой цвет», «Пустое место», «Ловишки», «Кто быстрее» и т. д.
Надо отметить, что почти все дети с большим желанием принимали участие в играх. После такой совместной деятельности у дошкольников улучшалось настроение, дети меньше ссорились. Играя, дети учились взаимодействию со сверстниками. Подвижные игры помогали дошкольникам почувствовать друг друга, развивали эмпатию. Игры способствовали сплочению детского коллектива, воспитывали положительные, доверительные отношения к сверстникам, помогали корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.
1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие : проблемы и перспективы /А. Арушанова - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018-126с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание детей в игре/Л. А. Венгер. - М. : Профессиональное образование,2016.-267с.
3. Выгодский, Л. С. Психология/Л. С. Выгодский. - М. 6 ЭКСИМО-Пресс,2012.-1008с.
4. Деркунская, В. А., Харчевникова, А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет/В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова М. : Просвещение,2016.-169с.