ольга яловенко
Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет образования администрации Муниципального образования
«Сланцевский муниципальный район Ленинградской области»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»
«Формирование математических способностей
при помощи Лего-конструктора»
Воспитатель: Яловенко О. Е.
г. Сланцы
«Формирование математических способностей
при помощи Лего-конструктора»
Публикация «Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель и задачи
Цель: совершенствование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.
Задачи:
- сформировать интерес к элементарным математическим представлениям дошкольника;
- развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
- сформировать у дошкольников элементарные математические знания;
- сформировать практические навыки и умения, через игру в Лего-конструктор;
- создать устойчивую мотивацию к изучению элементарных математических представлений у дошкольника и самостоятельное познание элементов математики, через игру в Лего-конструктор
Картотека игр по ФЭМП и использованием Лего-конструктора
Игра: «Простой счет».
Цель: Закрепление порядкового счета.
С помощью маленьких блоков, попросите ребенка посчитать: количество блоков в случайном нагромождении элементов ЛЕГО; количество точек на каждом блоке; определенное количество блоков в башне, которую он строит.
Игра: «Счетная лесенка».
Цель: формировать представления о количестве (больше - меньше, о величине, прямой, обратный и порядковый счет.
Готовые карточки с цифрами, раскладываются по порядку.
Дети самостоятельно или с помощью педагога, составляют столько Лего - блоков, сколько обозначает цифра.
Игра «Соотнеси число с количеством».
Цель: Продолжаем закреплять соотношение числа с количеством, умение
увеличивать и уменьшать числа на 1 (в пределах 10).
Выбираем карточку с любым числом от 1 до 10, ребенок должен построить
башенку, из соответствующего числа кубиков. Затем найти числа
«соседи» и построить башню соответствующей высоты.
Игра: «Сравнение с помощью Лего»
Цель: Закрепляем «больше», «меньше», «равно».
Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто для объяснения ребенку на наглядном примере. Берем 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также готовим карточки с числами от 1 до 20 и знаки сравнения «больше», «меньше», «равно». Для начала из кучи чисел выбирается два числа для сравнения. Далее делается предположение, какое из чисел «больше», какое «меньше», кладя соответствующий знак между ними. Затем ребенок проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ при сравнении высоты построек.
Игра: «Состав числа».
Цель: Формирование представлений о числе и количестве.
Детям предлагается домик, разбитый на две части, в первой части есть данное количество нарисованных квадратов, а на крыше домика цифра. Задача ребенка поставить столько Лего- блоков, сколько не хватает до количественного счета. Ребенок может воспользоваться количественной полоской, обозначающей число на крыше дома.
Игра: «Сложение и вычитание».
Цель: Повторение увеличение и уменьшение чисел.
На листе изображено имеющее количество Лего-блоков, к имеющемуся количеству Лего-блоков прибавляем столько, сколько указанно на листе. Сначала прибавляем по одной. Пересчитываем. Потом можно переходить и к большему увеличению чисел. Знакомим со знаком «+». Аналогично делаем и с принципом вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т. д.
Игра: «Строим дом».
Цель: Закрепляем понимание отношений между числами.
Предложить построить дом. Строим стены из Лего-блоков (снизу вверх). Первый ряд – 3 Лего-блоков. Второй ряд – на 1 Лего-блок больше. Третий ряд – на 2 Лего-блоков меньше, чем во втором ряду. Четвертый ряд – на 1 Лего-блок меньше, чем в третьем.
Во время игры задаваемые вопросы: — сколько в каждом ряду Лего-блоков? — сколько всего ушло Лего-блоков? — как сделать равными ряды? — какой ряд самый длинный? — самый короткий?
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Цель: Формирование представлений о числе и количестве.
В магазине продаются фрукты, которые стоят от 1до 5 лего-денег.
Дети покупая фрукты рассчитываются лего-деньгами. Продавец может сдать
сдачи лего- деньгами.
Игра: «Продолжи ряд».
Цель: учить детей выявлять закономерность повторяющихся деталей, использовать эту закономерность при самостоятельном продолжении ряда
3 кирпичика лего чередуются по цвету, форме, задача ребенка повторить последовательность.
Игра: «Измерь с помощью весов»
Цель: Формируем представление о измерении сыпучих веществ, предметов
с помощью условной меры.
На весы насыпается сыпучее вещество, а условной мерой служит - один
блок лего-конструктора. Подсчитываем результат. Кроме сыпучих веществ,
можно взвешивать предметы.
Игра: «Измерь высоту».
Цель: Формируем умение измерять высоту предметов с помощью условной
метки – лего – блок.
С помощью условной метки – лего - блок, учимся измерять различные вещи.
Берем любой предмет и просим ребенка измерить его высоту. Просим ребенка построить башню из лего-блоков, рядом с объектом, который вы хотите измерить. Потом попросите его подсчитать количество блоков в башне. Общее количество лего-блоков – размер объекта в единицах лего.
Игра «Интересные дорожки».
Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине.
Кирпичики лего чередуются по цвету, форме, длине.
Можно построить дорожки к постройкам, а потом сравнить, какая из них короче, какая длиннее. Можно построить дорожки из разных по размеру Лего-блоков.
Игра: «Построй дорожку!»
Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания.
Предложить детям уменьшить или увеличить постройки, можно мелкие детали поменять на более крупные или добавить Лего-блоки.
Игра: «Повтори узор»
Цель: Формировать навык симметричного расположение на плоскости.
Попросить ребенка собрать симметричную половинку. Ребенок смотрит, что нужно убрать или доложить, чтобы картинка стала симметричной.
Игра: «Повтори картинку»
Цель: Формировать навык симметричного расположение на плоскости.
Ребенок выбирает себе рисунок и собирает, такой же с противоположной стороны.
Игра: «Логические последовательности»
Цель: Формируем пространственное мышление.
Из Лего-блоков можно выложить логическую последовательности. Ребенок продолжает последовательность, либо находит ошибку в выложенной последовательности.
Игра: «Логические последовательности»
Цель: Формируем пространственное мышление.
Из Лего-блоков можно выложить логическую последовательности. Ребенок продолжает последовательность, либо находит ошибку в выложенной последовательности.
Игра: «Зеркальный узор».
Цель: Формируем пространственное мышление.
На одной части листа изображен узор, а ребенок должен выложить зеркально с другой стороны листа такой же узор.
Игра: «Собери такую же башню»
Цель: Формируем пространственное мышление.
Ребенок выбирает себе картинку с башенками и рядом собирает себе такую же из Лего-блоков.
Игра «Угадай фигуру».
Цель: Формируем умение распознавать фигуры расположенные на плоскостях.
Ребенок выбирает карточку с изображением фигуры в трех проекциях – сзади, снизу, с боку. Ребенок создает из Лего-блоков эту фигуру.
Игра «Справа – слева»
Цель: Формируем пространственное расположение «справа», «слева».
Ребенку предлагается расставить 3 Лего-блока по заданному заданию.
Задания 1. Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – черный.
Задания 2. Расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный —
слева, а черный справа.
Задания 3. Желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого;
Задания 4. Справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого –
черный.
Игра «Расположи правильно»
Цель: Формируем пространственное расположение предметов в указанном направлении.
Задание 1. Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.
Задание 2. Поставь желтый кубик. Над желтым кубиком - красный, под желтым – синий.
Занятие 3. Поставь красный кубик, за ним синий, перед красным - желтый (можно так же повторить числовую последовательность – предыдущее число, последующее, соседи числа).
Объяснение: В ряд расположились три кубика – красный, желтый, зеленый. (слева направо). Красный стоит перед желтым, а зеленый – после.
Если составляем из большего числа разноцветных деталей.
Задание 1. Какой кубик стоит перед желтым? А после желтого? А перед зеленым? После того как усвоены понятия за-перед, можно познакомить ребенка с «предыдущий» (перед, «последующий» (за, «соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта).
Задание 2. Какой цвет у предыдущего кубика желтому? А у последующего? Назови цвет соседей желтого кубика.
Игра «Волшебный лего-квадрат».
Цель: Формируем развитие ориентировки на плоскости.
Из деталей Лего конструируется квадрат. Ребенок располагает лего-конструктор по инструкции в нужном секторе лего-квадрата (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.).
Игра «Навигатор»
Цель: Закрепление умения ориентироваться на Лего-пластине.
Игроку необходимо по заданию воспитателя расставить Лего -кирпичики на Лего-пластину.
Задания 1.
Поставьте синий кирпичик в центре Лего-пластины, слева от него расположите красный, справа — поставьте серый, сверху над красным кирпичиком поставьте чёрный, снизу под серым кирпичиком — жёлтый.
Игра продолжается до тех пор, пока на пластине не останется свободного места.
Задания 2.
- Поставьте кирпичики так, чтобы: жёлтый был посередине, красный — слева, синий — справа;
- Жёлтый кирпичик поставьте слева от синего, а красный — слева от жёлтого;
- Поставьте справа от красного жёлтый кирпичик, а справа от жёлтого кирпичика — синий.
Задания 3.
Поставьте в центр Лего-пластины красный кирпичик, вверху — жёлтый, внизу — синий. Расположите серый кирпичик так, чтобы он был ниже жёлтого, но выше синего кирпичика. Поставьте чёрный кирпичик ниже синего и серого. Закрепите белый кирпичик так, чтобы он был выше чёрного, но ниже жёлтого и красного. Поставьте оранжевый кирпичик выше чёрного, но ниже серого.
Задание 4.
На Лего - пластине располагаются кирпичики разных цветов. Ребё нку нужно ответить на вопросы: Какой кирпичик стоит перед оранжевым? Кирпичик какого цвета стоит после белого? Какой кирпичик стоит над синим? Какой цвет у кирпичика, предыдущего жёлтому? Назови соседей зелёного кирпичика.