Элина Саргсян
Формирование мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни»
Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с малых лет.
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Привычки, в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Публикация «Формирование мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни» размещена в разделах
Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников – здоровьесберегающие технологии. Их цель – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Очень важно научить ребенка соблюдать правила гигиены. Это вызвано не только элементарными требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем детстве, сохраняются на всю жизнь. При формировании навыков любая гигиеническая процедура должна вызывать у малыша приятные эмоции. Мышление младшего дошкольника – наглядно-действенное, поэтому, чтобы сделать процесс умывания привлекательным, педагоги ДОУ вместе с малышами рассматривают предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них., во время показа и объяснения используют русские народные потешки («Водичка-водичка умой мое личико.» и т. д., привлекают внимание детей к душистому мылу, красивому полотенцу. Стихи поддерживают интерес детей к внешнему виду, вызывают желание быть аккуратными. Педагоги широко используют игровые приемы с выбранным персонажем, игрушкой. Например, в гости к детям приходит кукла Маша. Воспитатель говорит: «Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у Маши чистые ручки и лицо». Ежедневно проводится комплекс упражнений «Надо чисто умываться по утрам и вечерам», «Чистые ладошки», «Стряхнем водичку», «Помоем ножки», «Мы молодцы!», «Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна вода!».
Для закрепления гигиенических навыков организуются игры малой подвижности с речевым сопровождением («Не хотим мы больше спать» и т. д.). Самое главное при воспитании в ребенке гигиенических навыков — не настроить его против обучения. Стараться учить ребенка, играя с ним. Пусть малыш поставит себя на место героев книг, рассказов.
Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи, через них ребенок шире познает окружающий мир. Надо помнить, что привитие с самого раннего детства гигиенических навыков сослужат нашим детям хорошую службу в любом возрасте. Большое значение при формировании положительной мотивации к сохранению здоровья у дошкольников имеют оценка поведения ребенка взрослым, единство требований детского сада и семьи, создание благоприятного микроклимата. Здоровье – это главная ценность человеческой жизни. И мы в доступной форме должны объяснить это ребенку. Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
Многие ученые главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Потребность в двигательной активности проявляется у ребенка в единстве с потребностью получать удовольствие от участия в двигательной деятельности. Сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физической деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Вся физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в детском саду, опирается на следующие принципы:
1. учет личностных особенностей ребенка и индивидуальной линии его развития;
2. учет детских интересов и предпочтений.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ базируется на таких положениях:
- целостность и комплексность;
- непрерывность и преемственность.
Практически все известные в настоящее время процессы, протекающие в организме человека, имеют определенную ритмичность. Именно это обуславливает необходимость выполнения в ДОУ режима, представляющего собой рациональный распорядок дня, систематическое взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. И чем больше этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, и это обязательно отразится на его самочувствии и настроении. Например, ученые выделяют 3 типа детей с учетом биоритмической активности: «жаворонки», «совы» и «голуби». Рациональное построение режима дня, допускающее его гибкость, создаст для ребенка комфортные условия пребывания в детском саду, а соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечит безопасное экологическое пространство.
Учитывая возрастные особенности и состояние здоровья детей, время года в режим дня дошкольников педагоги ДОУ включают фронтальную, групповую и индивидуальную работу по приобщению их к здоровому образу жизни.
На занятиях по физической культуре должны преобладать циклические, прежде всего беговые, упражнения. Поддерживает интерес к занятиям частая смена упражнений при многократной повторяемости и высокой моторной плотности, а также использование нестандартного оборудования, в большинстве случаев сделанного самими воспитателями. Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время физкультурных занятий и прогулок на улице. Дети заинтересованно относятся к выполнению упражнений благодаря музыкальному сопровождению, эстетическому выполнению движений, достижению мышечного расслабления как необходимого компонента большинства музыкальных занятий и занятий по физической культуре. Большое внимание педагоги уделяют использованию элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, улучшению лимфо- и кровообращениям. Регулярно проводятся дни здоровья, экскурсии и туристические прогулки.
Начиная с раннего дошкольного возраста, педагоги ДОУ систематически проводят закаливающие мероприятия: циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей. Ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущение зябкости. Температура воздуха в помещениях для детей дошкольного возраста – 18-20 градусов. В летнее время года обеспечивается максимальное пребывание детей на воздухе. При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети принимают воздушные ванны и играют в подвижные игры босиком, что не только оказывает существенный закаливающий эффект, но и является профилактикой плоскостопия.
В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия: консультации по вопросам оздоровления, семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», дни открытых дверей и т. д. Роль родителей в сбережении здоровья детей значительна : активное участие в создании культурных традиций детского сада, поддержка усилий специалистов в формировании привычек здорового образа жизни, готовность принимать помощь от них.
Режим в ДОУ должен быть многогранным, учитывать все нестандартные ситуации:
- например, в плохую погоду можно организовать прогулку в помещении (физкультурные и музыкальные залы хорошо проветриваются, в определенные для каждой группы часы дети, соответственно одетые, приходят в них поиграть, а в это время в групповой комнате проводится групповое проветривание;
- смена помещений (можно пойти в гости в соседнюю группу или поменяться группами);
- свободное перемещение детей по учреждению.
Для этого педагогами ДОУ планируется развлекательная программа.
В дни карантинов и периодов повышенной заболеваемости выделяется время для осмотра детей, проведения профилактических мероприятий, обязательное снижение физической и интеллектуальной нагрузки