МААМ-картинки

«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.»

Елена Куренкова
«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.»

"Формирование начал патриотизма как проявление ценностного

отношения дошкольников к Родине. " Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Суть нравственно- патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Публикация «„Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине,“» размещена в разделах

Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятии «воспитание», как центральной категории осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом.

Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности. Воспитание в образовательном смысле - это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Воспитание - это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием. Воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Цели воспитания - системообразующий элемент воспитательной системы, а все остальное - это средства, содержание, формы, методы, деятельность.

Патриотизм можно определить как любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине. Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста; - многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире;

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются : — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

- Дайте представление о работе общественных учреждений.

- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

- Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

- Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.

В последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни, содержание воспитания становится все более размытым, поскольку воспитание теряет свою основную цель - способствовать становлению четких ценностных ориентиров подрастающего поколения. Понимая данную проблему, педагогическое сообщество направляет свои усилия на то, чтобы в меняющихся социальных условиях выработать оптимальные предпосылки становления личности, с одной стороны, открытой всему новому и способной эффективно решать социальные проблемы, с другой - ориентирующейся на традиционные (национальные и общечеловеческие) ценности. Таким образом, данная проблема является значимой и для коллектива нашего образовательного учреждения, и мы видим ее решение в акценте на нравственно-патриотическом воспитании как одном из основных направлений воспитания личности. Патриотизм как ценностная ориентация личности проявляется, прежде всего, в любви к своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание создает предпосылки как для социализации личности на основе участия в социально- значимой деятельности, мотивом которой явится желание внести свой вклад в процветание Отечества (страны, города, улицы, так и для укоренения в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации (семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом). Все это - фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.

В Законе об образовании РФ указывается, что "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".

Актуальность проблемы становления патриотизма как основной личности ценности конкретизируется в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", которая нацеливает на "становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их (граждан) активной жизненной позиции". Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим и национальным ценностям в условиях социального партнерства - семьи, школы, детского сада.

Публикации по теме:

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему,.

Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье»Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье» В настоящее время одной из наиболее важных глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое.

Использование информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям общества. Нравственно-патриотическое.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности окружающих» Не проходит и дня,чтобы газеты,радио или телевидение не принесли сообщение об очередной аварии. пожаре,катастрофе,стихийном бедствии,преступлении.

Консультация «Формирование толерантного отношения дошкольников друг к другу» Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Определение.

Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю, воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.

Проект «Воспитание любви к малой Родине с помощью знакомства с творчеством И. Д. Василенко»Проект «Воспитание любви к малой Родине с помощью знакомства с творчеством И. Д. Василенко» «…я неисправимый провинциал, влюблен в свой Таганрог, в его неповторимый говор, в его море, в его всполохи над мартенами. Читая меня,.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному на занятиях «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», — говорили ещё древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой,.

Консультация «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам» Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. (Программа «Детский сад-дом радости» автор.

Занятие по формированию ценностного отношения к семье, семейным традициям «Моя семья» Задачи: • Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.»
Опубликовано: 9 октября 2015 в 22:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД