Ольга
Формирование навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста-посредством коррекционных общеразвивающих упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста - посредством коррекционных общеразвивающих упражнений»
Выполнила: Спасова Ольга Николаевна
инструктор по физической культуре
1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад» № 282
Московского района г. Казани
Содержание
Введение….3
I Глава
1.1 Понятие «правильная» осанка виды ее нарушения…. …. 5
Публикация «Формирование навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста-посредством коррекционных общеразвивающих упражнений» размещена в разделах
1.2. Значение коррекционных упражнений в формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста
…. 6
II Глава
2.1 Организация проведения коррекционных ОРУ на физкультурных занятиях по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в условиях педагогического эксперимента…. 7
2.2 Результаты диагностического обследования, его обоснования и эффективность после эксперимента….8
Заключение…9
Библиография…. 10
-3-
Актуальность исследования состоит в том, что многие педагоги, ученые, и психологи [9, 10] [11, 13] в последнее время в своих публикациях пишут о необходимости формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста. Предлагают много теоретического материала по формированию правильной осанки. Но на практике эти методике применяются не совсем часто, поэтому актуальность была продиктовано необходимостью применения методов и приемов в выработке и закрепления правильной осанки. Позвоночник постоянно подвергается нагрузка, потому что участвует буквально в каждом движении: при ходьбе, при движении головы или конечностей, на центральную ось тела действуют динамические нагрузки и если происходит нарушения мышечного тонуса, то это приводит к нарушениям и одно из нарушений – это осанка. Плохая осанка- это или проявления болезни, или состояние предболезни, она снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперёд плечи не дают расправиться легким, выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости, а из – за неправильного положения головы снижается острота зрения. Согласно исследованиям специалистов [1,16] 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологических незрелых» новорожденных утроилось. Только 10% процентов детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Таким образом [12,15], детская заболеваемость сказывается не только на состояние здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. Исследования свидетельствуют [5,17] о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, у компьютера и. т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за
-4-
собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития. В своей работе я хочу уделить внимание профилактики и коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством коррекционных упражнений. Основным средством формирование правильной осанки и коррекции ее нарушений являются физкультурные занятия.
Цель:
Разработать методику и экспериментально провести эффективность влияния коррекционных упражнений на формирования правильной осанки.
Задачи:
1. Проанализировать психоло- педагогическую литературу по данной теме, с целью выявить методику по формированию навыка правильной осанки.
2. Провести эксперимент и определить эффективность методики коррекционных общеразвивающих упражнений в формировании осанки.
3. Провести диагностическое обследование и сделать анализ после эксперимента.
4. Выявить влияние коррекционных общеразвивающих упражнений на формирование правильной осанки.
Объект исследования: формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста через коррекционные ОРУ.
Методы исследования:
• Наблюдение
• Проведение обследование осанки у детей по оценке показателей здоровья
• Провести эксперимент
• влияние коррекционных упражнений на развитие осанки у детей старшей группы
Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность формирования навыка правильной осанки у детей старшего возраста
Практическая значимость исследования: проведено диагностическое обследование и разработаны специальные комплексы упражнений.
-5-
Структура: подчинена логикой, и определяется целью и задачами исследования.
Работа состоит: Введения, из 2 глав, из 4 параграфов, так же заключение, библиографии.
I Глава
1.1 Понятие правильная осанка, виды ее нарушения.
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Позвоночник – это длинный костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры.
В дошкольном возрасте осанка имеет не устойчивый характер. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Дети с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем и физическом развитии. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно- кишечного тракта, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит, уменьшается жизненная емкость легких. [8,13]
Виды нарушения осанки :
1. Сутуловатость- увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза
2. Круглая спина- увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза.
3. Кругло- вогнутая спина- все изгибы позвоночника увеличены, увеличен наклон таза.
4. Плоская спина- уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен
-6-
5. Плоско-вогнутая спина- уменьшение грудного кифоза, увеличен поясничный лордоз.
6. Сколиоз - отклонение во фронтальной области позвоночника, бывает I и II степени. В 95 % случаев сколиоз развивается вследствие рахита, разной длины ног, неправильной позы за столом, что приводит к растяжению мышц на одной стороне и укорачиванию на другой.
1.2. Значение коррекционных упражнений в формирование
навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Коррекционные упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения в процессе занятий физической культуры, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча или резинового кольца). При подборе и использование упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья детей и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
Физические упражнения делятся на две группы: общеразвивающие (ОРУ) и специальные. ОРУ укрепляют мышцы спины, ног, живота, рук и шеи, улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, такие упражнения выполняются на физкультурных занятиях. Специальные упражнения подбираются с учетом типа осанки и особенностей психомоторики ребенка. Если систематически выполнять упражнения, то это ведет к развитию всех органов и систем, и в первую очередь двигательный аппарат у детей, корректирует осанку, повышает мышечный тонус и общую выносливость детей.
- 7-
11 Глава
Организация проведения коррекционных ОРУ на физкультурных занятиях по формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) в условиях педагогического эксперимента.
Изучив, проанализировав психоло- педагогическую литературу, и наблюдая за детьми мы пришли к выводу, что проблему нарушения осанки можно решить на сегодняшний день. Я работаю инструктором физкультуры в МАДОУ №282 г. Казани решила провести эксперимент по формированию навыка правильной осанки посредством коррекционных упражнений с детьми старшего возраста в три этапа и выявить его эффективность. На первом этапе совместно с медсестрой мы просмотрели лист здоровья детей старшей группы, сравнили с таблицей антропометрического измерения и выяснили, что 21% детей – первая группа здоровья, 71%- вторая группа, 8%- третья группа здоровья. Затем детей разделили на две подгруппы по 7 человек примерно одинакового физического развития: контрольная и экспериментальная, далее провела педагогическое обследование [ 14] до эксперимента в обеих подгруппах. Провели совместно с врачом первичный осмотр формы позвоночника и спины у детей. При осмотре было выявлено, что в экспериментальной группе- 57,2% с отклонениями осанки, в контрольной- 67,2%. После этого я начала подбирать коррекционные комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки. Было составлено 4 комплекса упражнений, где учитывался возраст детей, дозировка, количество упражнений, в комплекс были включены упражнения для плечевого пояса, рук, для мышц спины, живота, брюшного пресса. Упражнения для разных групп мышц чередовала, чтобы предотвратить утомления детей. В течение года мы с экспериментальной группой разучили специальные комплексы упражнений на формирования навыка правильной осанки, а с контрольной подгруппой занималась стандартной программой, где предусматривались общие задачи физического воспитания. Первые два комплекса упражнения с фитболами, они позволяют укреплять мышцы, формировать физиологические изгибы позвоночника, развивать координацию
-8-
движений и выносливость, тренировать сердечно-сосудистые системы. Вторые два комплекса без предметов, они были направлены на формирование навыка
правильной осанки. Для эффективности были использованы следующие условия: последовательность, распределение физической нагрузки на детский организм, использование разнообразных методических приемов и способов.
На втором этапе своего эксперимента я с экспериментальной группой провела несколько «уроков здоровья», на котором дети получили первоначальные знания о своем теле, о профилактике заболеваний, об осознанном отношении к собственному здоровью, о значение физических упражнений в жизни детей. На третьем этапе эксперимента я, совместно с врачом, повторно провела обследование осанки детей в обеих подгруппах.
2.2 Результаты диагностического обследования и его обоснования.
После эксперимента в экспериментальной подгруппе результаты улучшились. В течение учебного года, прослеживались серьезные изменения в строении позвонков, так в экспериментальной группе на начало учебного года детей с нарушениями осанки составляло 57,2%, то после педагогического эксперимента показатель составил 28,6%. Так же снизился показатель пропущенных дней в детском саду, снизилась заболеваемость на 35%, а также перемена группы здоровья на более высокую. А в контрольной подгруппе было 47,2% на начало года и снизился всего лишь на 7%. Степень правильной осанки и ее исправления под влиянием физических упражнений определяется при помощи плечевого индекса:
ширина плеч (см) х 100% - измеряется сантиметровой лентой
плечевая дуга (см) - измеряется сзади и равна расстоянию по дуге
Оценка плечевого индекса: до 89,9% и ниже - сутулость, от 90-100% -нормальная осанка.
Отсюда можно сделать вывод, что внедрение коррекционных упражнений повлияло не только на формирование осанки, но и благотворно повлияло на все системы детского организма. Ухудшения осанки нельзя воспринимать как нечто необратимое. Современное применение рационально физических упраж
-9-
нений, правильное чередование труда и отдыха предупреждают или в значительной степени приостанавливает развитие нежелательных изменений в позвоночнике. Благодаря коррекционным упражнениям у детей улучшились физиологические изгибы позвоночника, положение и форма грудной клетке, а также положение головы, эти упражнения помогли детям преодолеть свойственную неуклюжесть, сформировать правильный двигательный стереотип, приспособиться к изменению схемы тела при изменении осанки. Таким образом, я считаю, что цель, поставленная в начале эксперимента по выявлению эффективности влияния коррекционных упражнений на формирования навыка правильной осанки, была достигнута. Обе подгруппы дали разный результат. Результаты говорят о необходимости совершенствовать методику проведения физкультурных занятий.
Заключение
В заключение я хотела бы отметить, что при правильной организации физкультурных занятий у детей будет формироваться навык правильной осанки. Проблему неправильной осанки можно решить путем внедрения новых методик и разработок, которые предлагают нам педагоги, ученые и медики [2,7, 6,9] в повседневную жизнь малыша – это и физкультурные занятия, и режимные моменты, и утренняя гимнастика, и различные игры. Эксперимент доказал, что коррекционные ОРУ - это основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту и укреплению здоровья. Анализ всех показателей и оценка результатов показал, как повысился индекс здоровья, снизилось количество заболеваний и их продолжительность, уменьшилось число часто болеющих детей, улучшилось осанка – значит, удалось достигнуть главного, улучшения здоровья малышей - самый объективный и основной показатель работы с ними.
Очень важно сделать все возможное, чтобы в дошкольном возрасте заложить прочный фундамент здоровья на будущее – сформировать привычку к здоровому образу жизни.
-10-
Список литературы
1. З. С. Макарова «Проблема здоровья детей с нарушением развития» М. 2001
2. М. Н. Алиев «Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем» Ашхабад 1999
3. Н. Н Ефименко «Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста» М. 1999
4. Ю. Ф Змановский «Воспитание детей здоровыми» М. 1989
5. М. Н. Кузнецов «Укрепление здоровья детей физическими методами в условиях дошкольных учреждениях» М. 2001
6. М. Г Голубева «Проблема физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе» М. 2005
7. Т. Л. Богина «Некоторые аспекты воспитательно- образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в дошкольных учреждениях» М. 2001
8. Р. С. Гояинова «Справочник по детской лечебной физкультуре» М. 1983
9. Ю. Е. Антонов «Перспективы развития социально- оздоровительной технологии» М 2008
10. Л. М. Тонконог, Т. А. Бикетова «Проблема здоровья детей с нарушением развития» Нижний Новгород 2000
11. В. Р. Кучма «Здоровьесберегающие компоненты организации учебно- воспитательного процесса в ДОУ» М. 2009
12. Л. В. Яковлева, Р. А Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»М 2003
13. И. В Милякова «Лечебная гимнастика при нарушениях осанки» М. 2010
14. Ю. Ф. Гаркуша «Педагогическое обследование дошкольников» М 2006
15. М. А. Аркти «Здоровый дошкольник :социально-оздоровительные технологии 21 века» М 2009
16. Р. П. Нарциссов «Прогноз роста и развития здорового ребенка» М. 1989
17. В. Г Алямовская «Профилактика психо-эмоционального напряжения детей средствами физического воспитания» Нижний Новгород 1998г