Папки-передвижки

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности

Инна Наджарова
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности

Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. Человек должен гордиться своей Родиной. Свой след в истории оставляет каждый народ, каждое время, каждая эпоха. На историческую карту ярким пятном ложится значимые события и даты.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

Вехи истории - это три угла: вчера, сегодня, завтра.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.

«Сегодня» - возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение духовной культуры.

«Завтра» - гармонично развитая личность.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство людей очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Поставив задачу приобщить своих воспитанников к русской национальной культуре, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали насколько – велик к этому интерес детей.

Цель: Воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.

Задачи:

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.

Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Следующий этап методологической работы- это работа с родителями. С родительской общественностью должны проводится беседы, тематические собрания, привлечения родителей к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками :

- обустройство патриотических уголков в ДОУ;

- организация экскурсий по достопримечательностям родного района;

- посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);

- проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине;

- чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:

- мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам;

- спортивные конкурсы;

- тематические занятия;

- государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают к празднованию соответствующих государственных праздников:

- День Победы;

- 2 февраля День воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

- День защитника Отечества;

- Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

При подготовке празднования Дня Победы или 2 февраля необходимо проводить патриотические акции. Для самого мероприятия учить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п., стихотворения соответствующей тематики. Необходимо организовать встречи с ветеранами или детьми войны. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формировать понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В процессе подготовки к празднику можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например:

- занятие-беседу «Всем на Земле нужен мир»;

- спортивно-соревновательные конкурсы «А ну-ка парни»;

- праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа женщины и матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне праздника подготовить подарки, сделанные руками детей, что поможет развивать творческую способность детей.

Народные праздники.

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ необходимо организовывать беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом. Необходимо отмечать народные праздники песнями, танцами, приобщая детей к традициям. Обязательно праздновать Рождество и старый Новый год. С детьми учить колядки, ходить в гости по группам колядовать и получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы организовать на улице, к участию в нем задействовать всех детей ДОУ одновременно. В процессе праздника дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Проводить праздник Пасхи. Учить детей расписывать пасхальные яйца. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные.

Спортивные игры.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Проводить соревнования между группами по соответствующей тематике. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовывать военные игры, в которых папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такие игры воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы. Цель таких занятий привить детям гордость за свою страну, сформировать простейшие географические знания о своей области, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия необходимо проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо разрабатывать презентации по заданной тематике, проводить с детьми виртуальные экскурсии.

Тематические акции.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными целями проведения акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, растет потребность в организации семейного досуга.

В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: развитие ребёнка, трудовое воспитание, подготовка к семейной жизни. Поставленные задачи можно решать через организацию родительских собраний, дней открытых дверей, семейных праздников.

Информационно - компьютерные технологии.

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс нужно включать компьютерные презентации, так как компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т. д.

Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются: положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов детского сада в области теоретических основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников можно разрабатывать обучающие семинары на основе презентаций.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в ДОУ по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях Участие в методическом объединении. Освещение темы: «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом» Воспитание патриотизма начинается.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через внедрение современных образовательных технологий Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий. В. А.

Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Работа по теме самообразования «Формирование патриотических чувств у детей дошкольников через разные виды деятельности и работу с семьей.

Отчёт по самообразованию «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»Отчёт по самообразованию «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» План Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены методические программы и пособия. Также был изучен передовой педагогический.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов и экспериментов Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребенок по своей природе – пытливый.

Роль мордовского фольклора в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников РОЛЬ МОРДОВСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ нравственно-патриотических чувств дошкольников. Наше общество на современном этапе характеризуется.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края Растить детей глубоко и преданно любящими свою страну - важнейшая задача каждого педагогического коллектива. чтобы воспитать в человеке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 12 марта 2019 в 10:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД