Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом

Джульета Азадова
Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом

ПРОГРАММА самообразования

Актуальность

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачев)

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика.

Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.

Проблема

Во время работы, я столкнулась с недостаточной методической, дидактической оснащённостью для организации целенаправленного, содержательно наполненного целостного педагогического процесса, направленного на ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом Нижним Новгородом.

Беседуя со старшими дошкольниками о родном городе, я увидела, что дети не знают достопримечательностей нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. Пришлось срочно исправлять ситуацию.

Мною была определена цель работы: совершенствовать педагогический процесс по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

В ходе реализации этой цели, я стала изучать научно – методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.

Поставила задачи:

- пополнить предметно – пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе,

- повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи,

- разработать перспективные планы по знакомству с родным городом,

- организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом.

Полученный результат предполагалось отслеживать по следующим критериям:

- методическое обеспечение;

- пополнение предметно – пространственной развивающей среды;

- применение полученных знаний в продуктивной деятельности детей;

- компетентность и включенность родителей в педагогический процесс.

Социальная значимость и профессиональная востребованность

Доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Цель программы: «Закрепить и расширить знания дошкольников о родном городе».

Задачи:

Образовательные задачи:

- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

- пополнять активный словарь детей;

- знакомить детей с символами города Нижнего Новгорода.

Развивающие задачи:

- формировать основы понятия: «Я – нижегородец»;

- расширять и закреплять знания детей о родном городе.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, детскому саду, улице, городу;

- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;

- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно - патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Для себя решила создать серию конспектов по ознакомлению с родным городом: по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и ознакомлению с окружающим; разработать тематическое планирование, фотоальбомы о родном городе, а также в помощь воспитателю составить список художественной литературы.

В работе по ознакомлению детей с родным городом я придерживаюсь следующих принципов:

- принцип истории, который сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее.

- принцип гуманизации, предполагающий умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

- принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

- принцип позитивного патриотизма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.

Исходя из содержания примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения: занятия, экскурсии, наблюдения.

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей: посещение краеведческого музея, просмотр репродукций. Беседы: «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города». Экскурсии к Мемориалам Славы. Фотовыставка «Моя малая Родина». Вечер поэзии «Мой любимый город». Создание альбомов «Мой город», «Природа родного края»; конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад». Чтение произведений нижегородских поэтов. Сюжетно-ролевые игры. Целевые прогулки по городу. Составление рассказов «Из окна наша улица видна».

Свою работу я начала с серии конспектов о родном городе. Прежде всего, были созданы условия для формирования представлений о городе – о его достопримечательностях, транспорте, экологии, известных людях, старинных зданиях, о его символике и истории. Это и книги нижегородских поэтов и фотографии родного города. Всё это вызвало у детей огромный интерес. Рассматривая иллюстрации с изображениями старинных улиц, дети задавали много вопросов: «Как давно появился наш город, «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?», «Какова история нашего герба?» Чтобы удовлетворить интерес, беседовала с детьми на темы: «Кто прославил наш город», «Волга-матушка», «Исторические памятники».

На занятиях по изодеятельности дети рисовали наш герб, выполняли аппликацию, которую потом подарили ребятам младших групп, чтобы они тоже смогли с ним познакомиться. Знакомство с городом начинается с улицы, по которой идёшь в детский сад. Для наиболее полного представления о нашей малой Родине я предложила подготовить выставку рисунков «Улица, на которой я живу». Детям и родителям было дано задание – нарисовать одну из улиц нашего города. Я и представить не могла, какие интересные работы принесут дети.

Рассматривая фотографии зданий нашего города, дети отражали свои впечатления от увиденного во время занятия по конструированию «здания нашего города». Ребята строили музей, школу, театры, стадионы и многое другое. Задавали много вопросов об архитектуре, исторических особенностях. Я рассказала детям, что каждое из зданий нашего города – это результат работы многих людей. У каждого из них своя история и каждое по-своему уникально и неповторимо.

Хочется начать работу с родителями по совместным выездам на природу, предложить посетить музей. Такие мероприятия с детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств, налаживание контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.

Наблюдая во время прогулок и экскурсий за красотой зданий, за памятниками старины, рассматривая достопримечательности нашего города, я старалась более полно и интересно рассказать ребятам о нашей малой Родине, привить гордость и любовь к городу, в котором мы живём. После экскурсии по родному городу, ребята увлечённо беседовали о гербе нашего города, вспоминали историю возникновения нашего города, рассказывали дома.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно – патриотических чувств. На своём опыте я убедилась, что ничто так не увлекает детей и не приносит им радости, восторга и познавательного удовлетворения, как узнавание о своём родном городе, гордости за себя людей, живущих в нём.

Сидя за пустым столом, ребёнок быстро устаёт, отвлекается от рассказа взрослого, начинает искать себе работу, возит по крышке стола, теребит одежду. Эффективность такой работы будет очень низка, поэтому, дети обязательно должны что-то делать на занятии, участвовать в нём. Особенно это относится к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Я стараюсь разнообразить занятия и сделать их как можно интереснее. Ввести новые формы, такие как использование дидактических игр, составление и прослушивание рассказов детей о родном городе, введение схем, планов и составление карты родного города. Очень радовала детей игра «Найди свой герб». Я старалась не нести готовой информации, а вместе с детьми узнавать новое, интересное, или находить знакомое, родное в восприятии нашего города. Всего этого я придерживалась, когда разрабатывала конспекты о нашем городе.

Свои занятия строю на принципах развивающего обучения. Они направлены на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Мне было очень приятно, когда дети узнавали достопримечательности, ранее увиденные на фотографиях, вспоминали и рассказывали дома то, что видели на экскурсии в музее, с удовольствием изображали в свободной художественной деятельности герб города.

Итогом проделанной работы стало комплексное занятие по теме: «Наш родной город», на котором ребята беседовали о том, чем славен город Нижний Новгород, слушали ребят, которые подготовили интересные рассказы о достопримечательностях нашего города, во второй части занятия занимались изобразительной деятельностью.

Дети получили большие знания, научились логически мыслить, связно рассказывать о своём городе, делать выводы и умозаключения. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, во многих занятиях я использовала различные игры. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о родной стране и о родном городе, в частности. Широко использовала художественную литературу.

Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей, является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания дошкольника. Труд ребёнка не велик и несложен. Однако, он необходим для формирования его личности, нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Во время экскурсий и прогулок по городу, я обращала внимание детей на красивые здания, на деревья и кустарники, посаженные вдоль дорог, на чистоту, царящую вокруг. Объяснила, что всё это – результат труда многих людей. Благодаря их усилиям, наш город чистый и красивый. Прививая в дошкольном возрасте чувство гордости за свой город и людей, живущих в нём, мы тем самым формируем условия, для дальнейшего развития будущих патриотов своей страны.

В своей работе, я старалась привлекать к ознакомлению с родным городом и воспитанию патриотических чувств детей, их родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Чтобы более полно донести детям информацию о родном городе, требовался материал, и я обратилась к родителям за помощью. Очень многие из них откликнулись и подобрали много интересного о нашем городе и о его достопримечательностях.

Конечно, с взрослыми работать сложнее, у них столько своих проблем, что какие – то, на их взгляд, отвлечённые вопросы о городе и его достопримечательностях не вызывают особого интереса. Поэтому, было нужно в первую очередь показать им, насколько тесно вся наша жизнь связана с патриотическим воспитанием.

На родительском собрании затронула вопрос о воспитании будущего гражданина. Разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию.

Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт, тем самым будут построены пути, для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.

Тематический план самообразования воспитателя на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание детей

младшего дошкольного возраста»

Месяц Тема работы, форма организации Содержание

сентябрь Беседы: «Моя группа», «Мои друзья».

Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым?».

С/р игра «Детский сад». Формирование интереса детей к детскому саду и ближайшему окружению.

октябрь 1. Беседа «Для чего человеку имя?»

2. Игра «Назови ласково».

3. «Полное» и «неполное» имя.

4. Игра «Кто я?»

5. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», Определение детьми своей роли в жизни семьи и детского сада.

ноябрь 1. Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Выставка семейных фотографий.

3. С/р игра «Семья». Формирование интереса к своей семье, воспитание любви к близким людям.

декабрь 1. Составление консультации для родителей

«Как воспитывать маленького ребенка?».

2. Беседа «Что значит любить родителей?»

3. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Пополнение знаний детей о занятиях людей, ближайшего окружения.

Формирование чувства уважения к людям труда.

январь 1. Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

2. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

4. Разучивание стихов о дружбе.

5. Консультация для родителей: «Учите детей дружить».

Дать понятие детям о «настоящей» дружбе.

февраль 1. Сообщение «Зачем ребенку отец?».

2. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

3. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4. С/р игра «Мы солдаты» Знакомство детей с разными родами войск. Воспитание чувства уважения и гордости за армию страны.

март 1. Беседа с детьми о мамах.

2. Пение песен, чтение стихов о маме.

3. С/р игра «Дочки – матери».

4. Беседа «Значимость матери в жизни ребенка». Воспитание любви и уважения к маме, бабушке.

апрель 1. Беседа «Мой родной город».

2. Рассматривание иллюстраций о городе.

3. Беседа «Улица, на которой я живу».

4. С/ролевая игра «Автобус». Расширение кругозора детей об окружающем мире.

май 1. Беседа: «Главный праздник России».

2. Цветы для ветеранов.

3. Чтение стихов о воинах. Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, героям России.

Публикации по теме:

Формирование чувства патриотизма посредством ознакомления с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Формирование патриотических чувств у детей 5–7 лет через ознакомление с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом. Мой Белый город - ты цветок из камня, Умытый теплым, солнечным дождем. Как ветрами, овеян ты годами, Как песня, в сердце ты живешь моем.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Проект Тема: «Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ». Содержание Введение…. 3 I. Основная часть. Теоретическое обоснование взаимодействия взрослых с детьми в процессе.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 20:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Домашние птицы и их детеныши»
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить...