Анна Радченко
Формирование нравственно — этических норм поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из ключевых позиций педагогической работы в детском саду – ее гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализации его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности. Гуманизация связана и с формированием у ребенка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношение к себе и другим людям, - человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия, предполагает создание таких условии, при которых, с одной стороны, необходимо условие ребенка этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступком.
Публикация «Формирование нравственно — этических норм поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Моральное развитие рассматривается как совокупность таких взаимозависимых компонентов, как моральные представления и суждения, моральные переживания, морально ценные отношения к другим людям, моральное поведение.
В детском коллективе постепенно формируется привычка моральной оценки поступков как своих, так и сверстников. С позицией доброжелательности и уважения к другому, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов. Формируется задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера их взаимоотношений. Воспитание доброжелательности в младшей группе начала с наблюдения поведении я детей в группе. Выявление представлений, что значит быть добрым, проводятся индивидуальные беседы.
Например: спрашиваю ребенка, что значит быть добрым, если да, то почему, обижает он своих ровесников.
Ответы детей были разнообразные. Одни дети связывают представление о доброте с умением что – то делать.
Например: «Я добрая, потому что умею игрушки убирать». Другие дети путают это качество с другими качествами и считают добрыми тех детей, которые не дерутся, не отнимают игрушки, устают, помогают. Если просила рассказать о своих плохих поступках, ответ был один, что они не вели себя плохо. Некоторые дети пытаются перевести разговор на другую тему или же рассказывают о плохих поступках детей.
Из индивидуальных бесед с детьми дошкольного возраста понимаешь, что еще нет четких представлений о том, что значит быть добрым. Методика выявления представлений дошкольников о добром отношении к сверстникам может быть различной. Главное помочь дошкольникам задуматься над теми или иными поступком. Чтение рассказов, сказок, моральных ситуаций, помогли сформировать представление о доброжелательном отношении к сверстникам, достаточно полно отражающем суть качества «Добрый». Для ребенка дошкольного возраста целесообразно использовать наглядный материал: мультимедийные презентации, сюжетные картинки, рассказы.
Сюжетные картинки должны основываться на конкретных случаях из жизни. Например: Девочка упала в лужу. Сидит и плачет. Около нее стоит мальчик. Задать вопрос детям: Что произошло с девочкой? Как по- вашему поступит мальчик? Что делают девочки? Почему он так поступил?
Более сложными для решения оказываются ситуации, в которых требуется поделиться с товарищем, т. е. уступить другому.
Например: «За столом сидят две девочки Маша и Наташа. Маша рисует, у нее есть карандаши, у Наташи нет карандашей». Задаю вопросы детям: «Что делают девочки?» «Что делает другая девочка?» Дети решали такие ситуации неправильно, или вообще молчат. Для формирования доброжелательного отношения к сверстникам можно использовать рассказы, где дети попадали в знакомые ситуации и совместно с ними обсудить.
Например: «В детском саду дети на прогулке играли в «Кошки – мышки». Дети бегали и смеялись. И вдруг Наташа толкнула Юлю. Девочка упала и заплакала.
Вопрос детям: «Что произошло с девочкой?», «Что сделала Наташа?», «Почему она, так поступит?». Наблюдая за детьми, выявляется, что наиболее эффективным методом формирования доброжелательности по отношению к сверстникам является постановка детей в специально созданные ситуации морального выбора.
Например: дети играли строительным материалом. Подошло время идти на прогулку. Дети поднимаются и идут одеваться. Детям можно поставить условие: не пойдем на прогулку, пока не уберем конструктор на место. Такое условие ставит ребенка в сложное положение – ему очень хочется идти, но нельзя, так как взрослый выдвигает требование.
В младшей группе с трудом решали эту ситуацию. Безусловно, ребенок ищет у взрослого поддержки, утверждения правильности своих действий и в этом ему необходимо помочь. Но важно, чтобы правильное решение ситуации ребенок принял сам. Для формирования у детей представлений о том, что значит быть добрым использовала, не только конкретные ситуации, но создавала и специальные.
Например: предлагаю рассмотреть две картинки и выбрать понравившуюся. На одной картинке изображена девочка помогает одеваться мальчику – завязывает ему шарф. Но другой мальчик, который мешает одеваться детям: он обидел товарища, сорвал у него шарф, толкнул его, и ребенок упал. Помогаю детям понять содержание картинок, увидеть разницу в поведении детей. Педагогическая работа по формированию доброжелательного отношения к детям, у детей дошкольного возраста не принесла мгновенного результата. Большую роль в дошкольном возрасте и группе играет воспитатель. Дети охотно подражала ему. Своим поведением помогала сочувствовать, заботиться. Необходимо помнить о том, что в ребенке нельзя воспитывать чувство любви и симпатии к другому, если он не испытывает этого по отношению к себе. Проблемы воспитания у детей доброжелательного отношения к сверстникам должны решаться с позиции искренней симпатией и любви воспитателя к детям.