МААМ-картинки

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки»

Гайнанова Лейсан Фаритовна
Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки»

Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки»

( воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,

МБДОУ ДС №47 «Гнёздышко»)

Один мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

Публикация «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

«Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников и направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека в рамках программы «Социокультурные истоки».

Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за детьми, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поступая в детский сад, имея небольшой опыт взаимодействия со сверстниками, нуждаясь в постоянном внимании и помощи со стороны взрослого, дети склонны вести себя в зависимости от своих желаний и интересов. Часть детей применяют агрессивные методы: кусаются, отбирают игрушки у других детей, дерутся. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Чтобы ребенок нашел свое место среди сверстников необходимо создать сплоченный, дружный коллектив. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, использую игры которые помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбку», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Карусель», «Поздороваемся необычно».

Так же широко использую всевозможные хороводные и народные игры. Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «Как у бабушки Ларисы», «Каравай», «Ой, встала я ранешенько», «У дедушки Трифона», «Хоровод в лесу».

В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к добрым делам. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает нас, воспитателей, формировать у детей умение доброжелательно относиться к окружающим, формировать навыки общения, основанные на духовно-нравственных ценностях. Я стараюсь формировать у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рассматриваем картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводим этические беседы, читаем и обсуждаем притчи и басни, пословицы и поговорки.

Для этого создаю условия для совместной продуктивной деятельности. Например, на занятии по изодеятельности – в условиях интеграции программы «Социокультурные истоки» - используем альбом для рисования «Дружная семья». Ставлю детей в такую ситуацию, когда им необходимо вступать в отношения сотрудничества для получения конечного результата, когда детям приходится договариваться, могли тренировать навыки взаимодействия. Конечно, дети не всегда взаимодействуют идеально, иногда оказывают давление на партнера, стараются выполнить задание за другого. В таких случаях призываю детей работать вместе, дружно, учу какими словами можно договориться с партнером.

Использую на занятиях совместное обсуждение результатов работы, в процессе которого особо подчеркиваю, что такого хорошего результата смогли добиться только потому, что работали вместе, дружно. Дети всегда радуются, когда видят общий результат, отмечают, что в одиночку они так бы не смогли сделать.

Не только на занятиях, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям, трудовой деятельности) использую эти же методы.

В возрасте 4-5 лет у детей еще не возникает отношение к другому ребенку как к равному партнеру в игре. Его нужно формировать. Для этого учу детей совместно распределять роли, договариваться с партнером, согласовывать действия по ходу игры. Например, в группе в сюжетно-ролевой игре: «Больница» все хотят быть медсестрой, так как она делает уколы. Спрашиваю у детей, что же делать, ведь нужна только одна медсестра. Предлагаю спор решить с помощью считалки. В следующий раз предлагаю посчитаться самим, закрепить полученный навык взаимодействия.

Помогаю детям разделить игровой материал, и распределить обязанности при выполнении ролей. Стараюсь спрашивать каждого из партнеров, задавать наводящие вопросы о том, что и как они будут делать в игре, что им понадобиться для этого. Дети учатся высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению сверстников. Также в предварительной беседе совместно обсуждаются реплики персонажей, во время которой учу детей ориентироваться на ролевые высказывания друг друга.

В работе по развитию навыков общения использую словесные игры на основе русских народных сказок: «Как найти дорожку», «Расскажи о героях сказки», дидактические игры «Азбука настроения», «Ребята с нашего двора», пальчиковая игра «Семья», «Эй, кузнец-молодец».

В случаях возникновения конфликтов, учу детей быть доброжелательными, проговаривать свои желания словами, понимать слова собеседника и ориентироваться на них. Всегда обращаю внимание на неконтактных детей. Сначала организую взаимодействие ребенка со взрослым, хвалю и поддерживаю его за инициативу, затем побуждаю ребенка вступить в игру со сверстниками, помогаю проявить себя.

Успешность взаимодействия детей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. В среднем возрасте ребенок успешно осваивает эти правила и соблюдает при условии, что взрослый постоянно обращает на это внимание: делится игрушками, проявляет уважение к взрослому, вежливо выражает просьбу, благодарность, старается быть аккуратным и самостоятельным. Чтобы у ребенка сложились представления о необходимости соблюдения норм и правил, и возникло к ним эмоционально-положительное отношение, необходимо участие взрослого. В связи с этим уделяю большое внимание в своей педагогической практике работе с родителями. Хорошо осознавая, тот факт, что благополучные взаимоотношения между детьми возможны, если между родителями складываются доброжелательные, уважительные отношения, начинала свою работу с проведения родительских собраний, в которых использовала игры на знакомство, объединение, общение родителей. Организовывала выставки: «Моя семья», «Традиции семьи», «Счастье семейное» и др. Благодаря такой работе, родители и дети объединялись на основе общего интереса, совместно участвовали в выполнении задания. Родители приняли активное участие в организации и проведении выставки «Золотая осень». Дети приносили из дома поделки декоративно-прикладного творчества, аппликации изготовленные совместно с родителями, оформляли совместно с педагогом выставку «Дары осени», таким образом, дети учились заниматься рядом с другими детьми, объединяться на основе общего интереса, задания. Организовала совместно с родителями и детьми выпуск детских книжек-малышек про любимого сказочного героя. Сначала мы обсудили с детьми, какой сказочный герой каждому ребенку больше нравиться, предложила обсудить с родителями в выборе персонажа. Дети приносили из дома книжки-малышки изготовленные совместно с родными, рассказывали о них. Книжная выставка создавался постепенно. Мы вместе нашли место в группе для оформления книжной выставки, чтобы его можно было в любое время рассматривать. Благодаря такой работе у нас сдружились как детский, так и взрослый коллективы. Сейчас многие семьи дружат вне стен детского сада, они ходят к друг другу в гости, совместно посещают театр, библиотеку. По результатам анкетирования 100% родителей удовлетворены работой детского сада.

В совместной деятельности использую такую форму работы – «Добрая забота», где провожу беседы с детьми о доброте, дружбе, любви к окружающим людям, читаю сказки о взаимоотношениях животных, людей, рекомендованные программой. Организую игры, воспитывающие нравственные качества «Назови доброе слово», «Назови ласково», «Комплимент». Стало доброй традицией проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы: дети показывают друг другу концерты, выставки, поделки, проводим совместно праздники «Рождество», «Колядки», «Пасха». Дети любят ходить друг к другу в группы играть в разные игры, с игрушками. Старшие дети вспоминают, как они были маленькими, как они играли с этими игрушками, а детям младших групп все новое очень интересно, особенно если старшие дети доброжелательно учат малышей играть со своими игрушками. Эта форма работы обеспечивает преемственность игровой деятельности, служит средством формирования коммуникативных навыков у младших детей по образцу старших. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Анализ использования всех этих приемов в развитии общения дошкольников позволил сделать следующие выводы: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время вопрос о нравственном воспитании дошкольников остается актуальным.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше.

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения.

Формирование нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к семье Формирование нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к семье. Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из.

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.

«Семья вместе, так и душа на месте». НОД в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка» (МБДОУ «Детский сад №.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Развитие коммуникативной активности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания.

Содержание форм и методов формирования у дошкольников нравственных ценностей «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 11:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД