Папки-передвижки

Формирование нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности

Ольга Лебедева
Формирование нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности

В современное время имеется ряд социальных проблем развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности; несформированность готовности к напряженной работе; приверженность молодежи к «легкой жизни», иждивенчеству; подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации. Особенно это проявляется у детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. Именно поэтому очень важно формировать у детей нравственные качества с ранних лет.

Публикация «Формирование нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности» размещена в разделах

Особое значение для формирования нравственных качеств у детей, на мой взгляд, имеет трудовая деятельность. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. У ребенка начинает развиваться самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, стремление овладеть новыми умениями и навыками.

Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятию, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность. Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Именно в труде складывается характерная для человека способность достигать определенной цели, преодолевать препятствия.

По мнению В. А. Сухомлинского, радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности.

Следовательно, актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности, нетерпимости к лени.

Целью моей работы по самообразованию является формирование нравственных основ детей в процессе элементарной трудовой деятельности.

Цель определила ряд задач, направленных на достижение результатов:

- изучение литературы по данной теме;

- создание условий, побуждающих к использованию имеющихся знаний и умений, стимулирующих к активной деятельности в труде;

- формирование элементов нравственного поведения и чувств;

- развитие мелкой моторики рук и координации движений.

В своей работе по данному направлению я использую различные методы, приемы и средства. Использую интегрированный подход.

Метод поручения даёт наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значении и активном влиянии на личность ребенка.

Метод целенаправленного наблюдения имеет большое значение (например, младшие дети наблюдают за старшим ребенком, который ответственно и старательно выполняет порученное дело). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, положительно влияет на их поведение.

Использую в своей работе по данному направлению методы коррекции поведения (поощрение, правильная организация обстановки, положительная эмоциональная атмосфера, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании культуры поведения.

Метод организации деятельности, носящей общественно направленный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке семян, поливки растений и т. д.).

В процессе специально организованной трудовой деятельности с детьми использую ряд приемов.

Знакомлю с трудом взрослых, обучаю трудовым действиям в процессе специально организованной деятельности с детьми, а также в совместной деятельности в процессе режимных моментов в течение дня. Провожу с детьми беседы, например, на тему «Помогу-ка другу я», организую экскурсии. Решаем проблемные ситуации («Почему поссорились мальчики, когда убирали игрушки»).

Регулярно организую с детьми просмотр компьютерных презентаций, мультфильмов, диафильмов, способствующих формированию нравственно-трудовых качеств, любви к труду, пониманию значения труда в жизни человека. Например, мультфильмы «Три котёнка», «В лесной чаще», «Мойдодыр» и т. д.

Ежедневно организую трудовую деятельность и посильную помощь взрослым (помочь раздать карандаши, помыть стаканчики и кисти после рисования, убрать на место и красиво расставить игрушки и т. д.).

Совмещаю элементы трудовой деятельности с театрализованной (разыгрываем знакомые сказки, потешки, небольшие занимательные сценки с использованием игрушек и предметов труда). Использую в работе считалки, мирилки, словотворчество.

Использую художественные средства:

- изобразительная деятельность (лепим героев для обыгрывания сказки, «стряпаем печенье» и т. д.);

- музыка (прослушиваем произведения по теме труда, сопровождаем некоторые трудовые действия музыкой);

- чтение художественной литературы. Например, в формировании навыков самообслуживания, в воспитании самостоятельности большую помощь могут оказать следующие художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капустикян «Кто скорее допьет» и др. Утром можно организовать игровую ситуацию – приходит кукла, у которой измазаны ладошки. Чтение воспитателем отрывка из произведения А. Барто «Девочка чумазая» :

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты ручки так измазала?

Черные ладошки, на локтях дорожки!

Чтобы потекла водичка из крана предложить детям прочитать «Приказ» Эммы Мошковской:

Кран! Откройся! Нос! Умойся!

Нос! Купайся! Грязь смывайся!

Поощрить детей за правильную технику мытья рук.

Во время одевания на прогулку прочитать детям стихотворение:

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую.

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не издевались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка.

И держали бы башмак

Крепко-накрепко…

Вот так!

Важным моментом для организации трудовой деятельности является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает возможность свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы и игровые цели. Игра позволяет мне ясно увидеть достижения и недостатки в уровне сформированности нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания. Можно использовать такие игры, как: «Поможем Мишке собрать игрушки», «Угостим кукол чаем» (сервировка стола, приготовление печенья для кукол из соленого теста, мытье детской посудки после ухода гостей-кукол, «Собираюсь в гости» (сделать товарищу красивую прическу для похода в гости) и т. д.

Учитывая младший возраст детей, я стараюсь организовывать трудовую деятельность в игровой форме. Дети очень любят тайны, секреты. Все дети верят в чудеса и хотят быть волшебниками. Как обыграть такой вид труда, как уборка участка. Можно превратить его в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы, он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашем участке, и делать нечего – все дорожки расчищены. Пусть подумает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему». Такие секретные задания не только способствуют развитию у детей интереса к труду, желание выполнять работу на «отлично», но и своей таинственностью украшают детство ребенка.

Большую помощь в организации труда оказывают алгоритмы. Опыт работы показывает, что алгоритмы помогают развивать у детей такие психические процессы, как внимание, память, образное мышление.

Применение алгоритмов требует определенной последовательности. Сначала мы определяем цель деятельности, условие ее достижения. Затем вместе с детьми составляем модели этапов деятельности, то есть схематичное изображение алгоритма. Только после этого дети могут самостоятельно применять алгоритм. Например, перед посадкой растений в группе была проведена беседа о том, какие орудия труда требуются для посадки. Затем вместе с детьми зарисовали этапы деятельности в форме символов. И только после этого приступили к посадке растений.

«Как вырастить растение» (вскопай землю – разрыхли ее – сделай бороздки – налей воды – положи семена – присыпь землей – полей водой).

«Как помочь птицам зимой» (приготовить корм – развесить кормушки – насыпать корм в кормушки ежедневно).

«Как ухаживать за растением» (рыхление земли – поливка цветка – протирание листьев влажной тряпочкой).

Выращенные овощи на огороде не обязательно сразу отправлять в суп, из них можно сделать забавные поделки, они могут превратиться в героев различных сказок и даже в актеров овощного театра.

Важно, чтобы все это было именно системой, а не использованием от случая к случаю. Перед началом любой трудовой деятельности мы используем девиз «Мы друг другу помогаем».

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы. С помощью него дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. У детей своей группы я формирую элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. И обязательно оцениваю нравственную сторону трудового участия детей : "Наташа и Сережа хорошо помогли мне сегодня, какие молодцы!", "Алиночка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В течение года дети с моей помощью кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая с огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, я называю растения, их части, производимые в процессе труда действия, что способствует расширению и активизации словаря детей. Дети рассматривают растения: «Покажи, где листочки маленькие, а где большие?», «Понюхай цветок» и т. д. В процессе трудовой деятельности я разъясняю детям необходимость ухода за растениями и животными. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Выполнение различных трудовых действий способствует развитию моторики и мускулатуры рук, координации движений (захватывание пальчиками семян для посадки, опрыскивание растений, работа с граблями, метелками, лопатками, протирание полочек, лепка из соленого теста, игры с инструментами для мальчиков и т. д.).

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей уже с младшего дошкольного возраста. Ведь трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как целеустремленность, ответственность за порученное дело.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Проведённая мною работа, позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей со сверстниками, подготовить их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело. Деятельность организовываю в парах, где замкнутый, либо агрессивный ребенок имеет возможность работать вместе с ребенком, имеющим ярко выраженные индивидуальные особенности. Такая организация работы (по секрету) способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои действия. Так, например, Света и Тимофей лепили персонажей из сказки «Колобок», чтобы впоследствии развернуть игру со своими же поделками. Света, общительная, весёлая девочка, с которой хотят дружить многие – лепит зайчика. Посматривая за Тимофеем, который пытается вылепить лису, она подсказывает ему: «Ты вот тут лисе нос вытяни, он же у неё острый и длинный». Тимофей, которого большинство детей отвергало за медлительность, замкнутость, слабую активность, прислушивается к совету Светы и повторяет подсказанные действия.

Детские привязанности, обнаруживающиеся в ходе такого общения, не могли оставить наших воспитанников равнодушными к другим детям. Старшие дети стали проявлять сочувствие и заботу к более младшим. Например: «Не плачь, маленький, я сейчас тебе дам другую игрушку»; или же - «Сейчас я помогу тебе одеть сандалии правильно и застегнуть их»; или же - «Не можешь найти свое полотенце? Давай я тебе покажу, где оно висит».

Все это вызывает у детей положительные эмоции, ведь они чувствуют свою значимость в оказании помощи малышам, а самое главное – получают одобрение взрослых.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в группе.

Проделанная мною работа по данной теме оказалась результативной. У детей сформировались положительные взаимоотношения, дружелюбие, они охотней оказывают помощь сверстникам, проявляют нравственные качества в поведении.

Считаю, что используемые элементы трудовой деятельности являются полезными и продуктивными для развития подрастающего поколения. Ведь заложив в детях позитивный жизненный настрой, нравственные основы с малых лет, мы получим в результате будущее поколение более самостоятельными, целеустремленными, ответственными людьми. А это очень важно для развития нашей страны. Ведь еще известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».

Публикации по теме:

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности. Проект на тему: «Жизнь.

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления.

Конспект трудовой деятельности по самообслуживанию для детей младшего дошкольного возраста «Научим кукол мыть руки» Тема: Цель: Формирование умения детей последовательно мыть руки. Задачи: 1. Закреплять знания детей о правилах личной гигиены (уход за.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Консультация для воспитателей «Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» На четвертом году жизни ребёнок ещё нуждается в помощи и уходе взрослых, воспитатель старается поощрять все проявления самостоятельности.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Умственное воспитание ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со сверстниками, взрослыми, так и в процессе ООД. Наша.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности
Опубликовано: 9 октября 2016 в 13:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД