МААМ-картинки

Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста

Наталья Сухарева
Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста

Эссе на тему: «Миссия педагога»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

(А. С. Макаренко)

На свете сотни разных профессий и каждая из них по-своему интересна и важна. Говоря о педагогической деятельности, можно сказать, что это первоначальный фундамент освоения всех профессий. Каждый человек должен для себя выбрать: что ему интересно. Еще в школе ты думаешь: «Кем быть?", некоторые сомневаются, не знают, что им нужно. Но на моем примере могу сказать, что любовь к профессии педагога появилась у меня еще в далеком детстве. Будучи ребенком, я сажала перед собой свои игрушки и рассказывала им разные истории, пыталась их чему-то научить. Позже, когда я подросла, мне стало интересно заниматься с малышами. В семье я – один ребенок, поэтому часто сидела с маленькими детьми соседей, и мне это очень нравилось: читала стихи, рассказывала сказки, играла в различные игры, исполняя, естественно, роль педагога. Позже мне стало интересно глубже проникнуть в эту сферу деятельности, я стала читать педагогическую литературу. И, несомненно, знала, кем я буду в дальнейшем.

Публикация «Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

А вот сейчас, когда я уже работаю и «Воспитатель» - моя любимая работа, ценю каждое мгновение, проведенное с детьми. Чувствую нужность детям, возможность многое им дать, вижу в них свои мысли и знания. Дети - это «губка», которая впитывает любую информацию. Я считаю, что «Воспитатель детского сада» - это одна из важнейших профессий, ведь она закладывает первоначальные знания обо всем на свете.

Моим направлением, по которому я работаю, является экология.

Казалось бы, в чем же тут инновация, многие педагоги ДОУ работают по этому направлению, но я считаю своей инновацией - работу с детьми именно раннего возраста (2-3 года). Малышу все интересно, поэтому в этом возрасте считаю возможным сформировать правильное экологическое сознание, или даже подсознание, заложить основы будущим экологическим знаниям. Цель моей работы: с самого раннего возраста научить детей ценить природу, оберегать ее.

С самого начала жизни, ребенок, не осознавая того, входит в мир природы: видит домашних животных, растения, слышит пение птиц, звуки природы, подставляет ручки солнышку, но еще не понимает, что он - часть этой природы. В первой младшей группе, где я работаю, идет только ознакомление с окружающим миром. В течение третьего года жизни у ребенка расширяется представление об окружающем мире, природных явлениях и объектах. Своим воспитанникам я стараюсь как можно больше дать информации о мире вокруг нас, одновременно формируя представление о том, что природа – наш дом, ее нужно беречь и охранять.

Занятия по экологии, которые я провожу, позволяют малышу знакомиться с миром в игровой форме, расширяют его словарный запас. С каким огромным удовольствием ребятки сами сажали овощи и зелень на импровизированных грядках (огород на окне) в группе. Детям очень понравилось, они сами старались ухаживать за огородом.

На занятии, которое называлось «Волшебница вода» мы экспериментировали с водой, ставили небольшие опыты. Малыши узнали, что ни одно растение на земле не может жить без воды. Уже сейчас я приучаю своих воспитанников экономить воду: закрывать краны, не пачкаться, наливать столько воды, сколько необходимо.

Стараюсь формировать бережное отношение к природе во время прогулок. Мы восторгаемся каждым цветочком, каждым жучком, капелькой дождя, пением птиц. Меня радует уже то, что ребенок на прогулке спрашивает: «Куда можно выбросить фантик?». С радостью отвечаю: «Положи в карман, в группе из него можно сделать какую-нибудьподелку».

Считаю очень важным – найти взаимопонимание с родителями, наладить контакт и взаимодействие. Мне вместе ходим на экскурсии, они помогали организовать экологический уголок, приносили семена растений, лук, изготавливали поделки для выставок из бросового материала.

Я стараюсь окружить детей красотой природы, поэтому, вся обстановка в группе на экологическую тематику. Экологическое дерево – береза в уголке природы периодически меняется в зависимости от времени года: зимой на голых веточках белый иней искрится, прилетела стайка снегирей; весной – скворечник и стайка воробьев; летом – зеленые листочки; а осень окрасит ее в желтый цвет. Окна в группе мы тоже с ребятками украсили: зимой на них снежинки и веселые снеговики, весной – разноцветные цветы и бабочки.

В уголок природы я изготовила многофункциональное пособие - лепбук, в сменных кармашках которого, содержатся различные подвижные игры, загадки о животных экологического содержания, для изучения времен года – экологическое дерево. Конечно, чтобы таким маленьким детям легче было усвоить материал, я адаптирую всю информацию, дидактические и подвижные игры под их возраст.

Маленькие дети часто неосознанно обижают животных, рвут цветы, которые занесены в красную книгу и, часто, пример им подают родители. От некоторых мам нередко слышишь такие слова, обращенные к ребенку: «Не гладь собаку, она заразна». Они не понимают, что этими словами отдаляют своего ребенка от сопереживания, сострадания к бездомным животным. Ведь мы люди, сами этого не понимая, виноваты в том, что так много повсюду бездомных животных. Я стараюсь привить своим воспитанникам чувство любви к животным и природе в целом, говорю, что животные такие же живые существа, как и мы, они тоже все чувствуют, как и мы. Дети должны понимать что, животные – не игрушка, которую можно выбросить, как только она надоест, за ними нужно ухаживать. Обращаю внимание родителей, что нужно больше говорить детям и показывать личным примером, что нельзя просто так рвать цветы, обижать животных. Если мы будем заботиться друг о друге, о животных, о растениях, то и мирвокруг станет добрее.

Наши дети большую часть информации берут из мультфильмов, в лучшем случае – из сказок, где все животные сказочные. Меня беспокоит тот факт, что маленький ребенок, получая недостоверную информацию, недопонимает, что любое животное может быть опасно. Вспоминая свое детство, помню, как с упоением зачитывалась произведениями Пришвина, Бианки, Паустовского, которые на основе глубочайших наблюдений за природой дают правильную информацию о жизни животных, растений и природы в целом, поэтому именно произведения этих авторов использую в своей работе.

Я считаю, что нужно самой любить то чему учишь детей, ведь дети все чувствуют. Работа в детском саду, необычайно интересна, ты видишь эти маленькие личики с глазами, полными надежды и веры в тебя, видишь, как они стараются совсем еще неловко - это бесценно. Я горжусь своей профессией, пусть для некоторых она покажется глупой и бессмысленной, но для меня это главное в жизни. Время, проведенное с детьми, делает человека добрее, ведь дети - это и есть сама доброта и любовь, и все это - искренние чувства.

Еще я горжусь тем, что у меня есть возможность привить этим малышам любовь к природе, провести беседы с родителями, и я вижу результат. Мои воспитанники замечают пение птиц, оберегают цветы на клумбах, не обижают насекомых. Чувствуется, как дети относятся очень бережно к природе, много задают вопросов, касающихся жизни животных, птиц, растений. И, несомненно, у меня возникает чувство гордости за своих воспитанников, их любознательность вдохновляет меня, и мне каждый раз хочется рассказать им что-то новое и интересное.

И в заключении хотелось бы сказать: если бы мне представилась такая возможность повернуть время вспять, то я никогда бы не поменяла свою профессию ни на какую другую. Я горжусь тем, что мне выпала такая возможность: поделиться своими знаниями, опытом, вложить в ребят частичку своей души, а главное – любовь и трепетное доброе чувство к нашей родной природе!

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «кризисными».

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Отчёт по самообразованию «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста». Кириченко Светланы Викторовны воспитателя.

Презентация «Формирование экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Формирование ценностных экологических привычек у детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. В современное экологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 мая 2018 в 14:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД