Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края

наталья фортунова
Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края

Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации определены 10 базовых национальных ценностей как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с этими базовыми национальными ценностями.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.

Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Исходя из актуальности этого направления, в нашем детском саду на протяжении нескольких лет одной из годовых задач является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей. Вся планируемая и проводимая работа направлена на решение основных задач патриотического воспитания дошкольников:

- создание предметно-развивающей среды патриотической направленности;

- организация разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

- к родному дому, семье, детскому саду;

- к истории и природе родного края, города, страны;

-к культурному наследию своего народа;

- к героическому прошлому России.

Я осуществляю работу с детьми и сотрудничество с родителями по всем основным направлениям нравственно-патриотического воспитания.

Единство и целостность воспитательного процесса, установление преемственности между направлениями, задачами, содержанием и методами патриотического воспитания. Всё это в совокупности, приносит положительный результат в воспитании патриотизма у дошкольников.

Формирование духовно – нравственного отношения к семье.

Основа основ любого общества, государства – семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Родной дом - это сложное, многократное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растёт; атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких родственников, друзей. Поэтому формирование любви к семье, родному дому, городу в котором ребенок родился, по сути является первой ступенью гражданско-патриотического воспитания человека.

Я поставила перед собой цель:

Формирование у дошкольников положительного насыщенного образа семьи, родного дома, создание условий для становления основ гражданского воспитания ребёнка.

Для достижения этой цели я решала следующие задачи:

- Расширить представления ребенка о его родном доме.

-Привить чувство родства с семьей.

-Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

- Сформировать понятие: Я – член семьи. Мой дом – моя семья

- Формировать у детей представления о семье, её родословной, семейных традициях.

-Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях

- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

- Развивать речь и коммуникативные навыки детей.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями.

Дети составляли рассказы о себе и своей семье, о традициях которые существуют у них в семье;

совместно с воспитателем изготовляли подарки для семьи – цветок ромашка – как символ семьи на праздник «День семьи, любви и верности» покровителями которого являются святые Петр и Февронья.

Для родителей подготовила статьи в родительский уголок по темам: «Семья в жизни ребёнка», «Происхождение праздника семьи», «Значение слова – «семь-я». Для родителей были проведены консультации на тему: «Приоритет отца», «Приоритет матери», «Ребёнок и семья».

На этом этапе проводились совместные праздники: «Я и моя семья»,

«Ромашка – цветок семейного счастья».

Совместно с родителями в группе и на участке проводили эстафеты и играли в спортивные игры.

Проводили сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».

Все это способствовало воспитанию у детей гуманного отношения к членам семьи, их занятиям, формированию представлений о семейных ценностях и традициях семьи.

Формирование любви к своей Родине.

На современном этапе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, отчизна. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Любой край, город, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве.

Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи). Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Целью моей работы является: организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1 Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;

2 Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

3 Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

4 Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.

Я в своей работе по данному направлению использовала следующие формы и методы:

• Непосредственно – образовательную деятельность (НОД):

«Город Сызрань Родина моя», «Улицы родного города». Рассказала детям о известных людях нашего города, наших земляках-сызранцах: Михаил Борисович Корниенко – лётчик – космонавт Российской Федерации, герой России; Юрий Петрович Андрухович – актёр Сызранского драматического театра; Надежда Ивановна Подлесова - писатель, член союза писателей, участник Великой Отечественной войны.

Слайд 20

• Игровая деятельность. Проводила сюжетно – ролевые игры: «Прогулка к Сызранскому кремлю», «Сызранская детская поликлиника», «Путешествие по улицам Сызрани».

• Проведение праздника: «День рождения Сызрани».

• Смотры - конкурсы, выставки детского творчества на тему: «Сызрань - мой дом родной».

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе и Родине: «Символика родного города», «Лучший город на земле – это Родина моя», «Достопримечательности Сызрани».

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

Создана развивающая среда - уголок краеведения в группе:

• Изготовление макетов: «Улицы Сызрани», «Сызранский Кремль».

• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: макет Сызранского Кремля, макет детской поликлиники, макеты домов.

• Фотоальбом: «Альбом путешественника по Сызрани и Самарской области», «Юные патриоты Сызрани».

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Рекомендовала родителям вместе с детьми посетить краеведческий музей, Сызранский драматический театр, провести экскурссию к Сызранскому Кремлю, а затем отразить свои впечатления от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов.

Формирование представлений о героическом прошлом страны

(к 70-летию Победы в ВОВ)

В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне мною была организованна

проектная деятельность по теме «Наш бессмертный полк».

Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о героическом прошлом и людях родной страны. В первую очередь, следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Целью моей работы является:

Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну. Совершенствование воспитательного процесса, усиление патриотической направленности.

В соответствии с целью сформулированы задачи:

Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии.

Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество.

Обогащать словарный запас через песни, стихотворения, диалоги о войне.

По данному направлению я в своей работе использовала следующие формы и методы:

Организовала непосредственно – образовательную деятельность: «Салют Победе».

Проводила с детьми беседы по темам: «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран».

Совместно с детьми смотрели презентацию на тему: «Хроники военных лет», обсуждали увиденное, делились впечатлениями.

Чтение и разучивание стихотворений о войне, прослушивание песен «День Победы», «Священная война».

Рисование на тему «Война глазами детей»

Сюжетно – ролевые игры: «Госпиталь», «Военные действия», «Разработка плана атаки соперника».

Предложила родителям провести беседы с детьми о Великой Отечественной Войне и составить рассказ на тему: «Ветераны в нашей семье». Принести фото, письма, грамоты, предметы военного времени.

Рекомендовала родителям посетить с детьми вечный огонь и парад посвящённый Дню Победы.

Создана в группе развивающая среда:

Презентацией проекта стало оформление стенда на тему: «Бессмертный полк нашей группы».

Оформление репродукций на темы: «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».

Оформление альбома на тему: «Война – это страшно», «Дети – партизаны», «Города – герои».

В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».

В результате реализации проекта дети узнали, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах.

У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.

Постепенно родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» .

План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Совместная познавательно-художественная деятельность по приобщению детей к культурно-историческим ценностям родного края Совместная познавательно-художественная деятельность по приобщению детей подготовительной группы к культурно-историческим ценностям родного.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 18:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Дидактические игры по ФЭМП своими руками для дошкольников
18 июля. Смотр математических игр на МААМ Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю игры по формированию элементарных математических представлений,...
Консультация для воспитателей и родителей «Расскажем детям об улитке»
В тёплую дождливую погоду появляется очень много удивительных живых существ с красивым круглым домиком на спинке, ползающих по земле, траве, веточкам....
Фотоотчёт «Мой друг — велосипед!» с соревнований «Будущее ВелоОмска»
Мой друг… велосипед! - Я свой велосипед люблю, На нём по улицам пылю. Без устали кручу педали, Качу в заоблачные дали. Мой конь-огонь, от спиц и до...