Лучший педагог года

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. (1 фото)

Светлана Нехаева
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.

Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину. Таковы, например, Воскресенский Кафедральный собор, памятник атаману Платову в Новочеркасске.

Публикация «„Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством“, Часть 2,» размещена в разделах

Итак, очевидно: в дошедшем до наших дней наследии есть всё, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников.

С учётом этого и определяется работа на третьем этапе – это тема духовности [7]. Цель её как проектируемый результат, который хотели получить, виделась в том, чтобы каждый ребёнок, приобщаясь к системе культурных ценностей, любил свой край, мог восхищаться красотой; чтобы развивались интеллектуальные, творческие способности ребёнка, культивировалась интеллигентность, чтобы каждый ребёнок ощутил себя личностью, получил представление о труде как факторе материальных и духовных ценностей страны, почувствовал бы себя участником возрождения традиций российской ментальности.

Для этого была смоделирована своя собственная деятельность, направленная на:

•создание целостной образовательной среды с включением работы кружка по ознакомлению детей с казачеством «Горенка»;

•вовлечение в образовательно – воспитательный процесс реальных носителей культуры родного края (детская библиотека, воспитанники детской музыкальной школы).

Опираясь на требования ФГОС ДО, где делается акцент на взаимодействие детей и взрослых (педагогов и родителей, ориентированное на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития, а также организацию самостоятельной деятельности детей и создание развивающей среды [1], наше образовательное учреждение поддерживает тесную связь с родителями и взаимодействует с различными учреждениями города, а активное сотрудничество с казачеством г. Гуково, музеем шахтёрского труда позволило расширить знания детей об истории малой Родины, возродить систему духовных ценностей Донского края, обеспечить историческую культуру.

Решая задачи, выстраивала свою работу, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. (Пункт 1.4.3. ФГОС ДО) [1], а основу его содержания в этом процессе в определённом социальном контексте составляла художественная, трудовая, познавательная деятельность, в процессе которой происходит познание мира ребёнком, формирование самого себя. Реализуя содержание личностно – ориентированной образовательно – воспитательной системы, я использовала технологии и методы [3].

Структура педагогической технологии, используемой мною в работе:

•концептуальная основа (научная база);

•содержательная часть (цели и содержание педагогического процесса);

•процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации педагогического процесса, результаты).

Осмыслив теоретические положения, разработала и внедрила в свою работу такие педагогические технологии, которые были направлены на введение детей в мир народной культуры, искусства. При этом я проявила своё личностное отношение к этим технологиям, определилась в выборе наиболее приемлемых для осуществления целей и задач своего направления педагогической работы в ДОУ [3].

Культуросообразные технологии направлены на приобщение детей к ценностям региональной культуры (донские казаки).

В них включены следующие последовательно применяемые методы, приёмы обучения, воспитательные средства:

- культурологические беседы, рассказы педагога;

- выражение своего эмоционального отношения: высказать своими словами свои впечатления увиденного, услышанного с настроением, которое они вызывают, мотивировать, объяснить его;

- введение в художественно – эстетическую развивающую среду предметов искусства и быта Донского края;

- диалоги о произведениях народного промысла, познание ценностных смыслов, выражения отношений к донскому фольклору, искусству, музыке.

При взаимодействии с детьми своей группы я использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманской). Личностно-ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.

Применяя в своей работе игровую технологию, предусматривающую особые способы усвоения культурной информации детьми, ребёнок может активно проявить себя творческим субъектом деятельности. Это и ситуации воображаемых действий, перевоплощения, олицетворения, импровизации, дидактические, режиссерские игры в «окружающий мир», ролевые игры, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, включение в сюжетно – ролевую игру определённых запланированных заданий и т. д.

Приобщение детей к народной культуре – сложный процесс, который понимается как форма познания детьми дошкольного возраста её смысла, символов, знаков, сущности, как способ адаптации ребёнка в социальной сфере и он строится по результатам диагностики с перспективой на зону ближайшего развития детей [5]. Для отслеживания динамики развития воспитанников проводимой два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года, были разработаны критерии и уровни сформированности их культурной компетентности.

Когнитивный (познавательный) компонент: наличие знаний о культурно – исторических традициях, об истории Донского края, об основных достопримечательностях и знаменитых людях региона; представления о современных особенностях края (развитие промышленности, культуры, природоохранной деятельности и т. д); понимание взаимосвязи между особенностями природного ландшафта и развитием промышленности и культуры региона; когнитивная картина мира, включающая совокупность знаний о социокультурной деятельности.

Мотивационный компонент: наличие интереса и потребности к усвоению знаний культурного пространства Донского края; желание следовать культурно – историческим традициям, поддерживать их и развивать; успешное выполнение различных видов деятельности по освоению культуры края.

Поведенческий компонент: приобретение самостоятельного опыта продолжения традиций через различные виды деятельности; способность переносить приобретённый опыт в жизнь; умение творчески преобразовывать имеющийся опыт различными средствами; умение бережно относится к результатам своей деятельности.

Разработанная специальная диагностическая методика по выявлению уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о Донском крае позволила мне с наибольшей точностью выявить объём и полноту сведений дошкольников о родном крае.

В процессе мониторинговых исследований были отмечены качественные изменения, произошедшие в поведении и деятельности детей : значительное повышение активности в познании художественных смыслов произведений Донской культуры, устойчивый интерес детей к деятельности, связанной с отражением полученных впечатлений, значительно расширился познавательный опыт детей, обогатилась речь.

Отметилась и положительная динамика развития культурной компетентности детей. Дети стали полнее воспринимать социально – нравственные и культурные ценности, выраженные в народной культуре, глубже понимать сущность обычаев, нравов, отношений, представлений о ней. Черты характера донских казаков, их нравственные качества стали понятнее и ближе детям. Они стремились подражать положительным образам, проявлять эти черты в своём поведении, играх, творческой, художественной деятельности.

Систематическое отслеживание уровня внутреннего мира духовности ребёнка, индивидуального стиля педагогической деятельности, социальное исследование межличностных отношений в группе детей, их взаимосвязь, оптимизация общения с взрослыми и сверстниками, диагностика уровня развития духовности у детей, родительских установок, стилей общения, ценностей семьи показывает, что путь, выбранный мной – правильный, и он даёт тот результат, который необходим мне на пути становления духовности моих воспитанников.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155 .

2. Закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26-ЗС "Об образовании в Ростовской области".

3. Белая К. Ю. Реализация ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО

4. Юденко О. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности. Диссертация канд. психол. наук: 19.00.07. – Красноярск, 2000.

5. Гончарова О. В., Овчарова Л. А. Воспитание национального самосознания старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»// Научно – методический электронный журнал «Концепт» - 2015.

6. Калайтанова Г. Н., Агуреева Т. И., Муравьёва О. Ю. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Ростов – на – Дону, 1999 г.

7. Новикова М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Москва, 2003.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения «Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения» «Годы детства – это, прежде всего воспитание.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Формирование у детей патриотических чувств через организацию специально разработанных физкультурных досуговФормирование у детей патриотических чувств через организацию специально разработанных физкультурных досугов В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням,.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

План самообразования «Формирование патриотических чувств посредством изобразительной деятельности» План самообразования «Формирование патриотических чувств посредством изобразительной деятельности». Подготовил: воспитатель высшей.

Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством слайд В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область "Речевое.

Воспитание патриотических чувств у детей посредством приобщения их к национальной культуре хакасского народа Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое. Николай Доризо [1, с. 63]. В современном обществе, начиная с дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 19:18
+136Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД