Лучший педагог года

Формирование первичных экологических представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр

Светлана Москаленко
Формирование первичных экологических представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр

Цель: знакомить детей раннего возраста с начальными элементами экологического воспитания, прививать любовь к природе родного края.

Основные задачи по экологическому воспитанию :

1) способствовать расширению формирования у ребенка целостной картины окружающего мира;

2) расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

Публикация «Формирование первичных экологических представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр» размещена в разделах

3) способствовать развитию у ребенка познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе родного края, бережного к ней отношения;

4) воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы, вызывать у ребенка положительные эмоции от общения с природой.

Для работы по формированию первичных экологических представлений были использованы :

Наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

Словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

Игровые методы:

• проведение разнообразных игр (развивающих, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

Практические методы:

• организация продуктивной деятельности детей;

оформления гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

Принципы реализации программы:

1) постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;

2) использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны дошкольного учреждения, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать наглядно;

3) постепенное познавательное продвижение дошкольников: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;

4) широкое использование в работе с дошкольниками разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5)подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, всех видов игр.

Книга Николаева С. Н. Парциальная программа. Юный эколог "Система работы в младшей группе. " Изд-во Мозаика- синтез.

Перспективное планирование

по экологическому воспитанию

(младшая группа)

Сентябрь.

Занятие 1. "Прогулка по участку детского сада. "

Цель- знакомство с временем года-осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Беседа: "Осень золотая в гости к нам пришла"; Д/ игра:"Соберем мы букет".Предложить экскурсию по территории детского сада, Д/игра «Найди такой же листок»; худ. слово (стихи о природе осенью)

Работа с родителями

Предложить понаблюдать с ребенком за осенними листьями (цвет, форма, как падают, кружатся, чтение, рассматривание с ребенком книг об осени; организовать дома семейную выставку "осенние листья"

Занятие 2. "Овощи. "

Цель- дать первоначальные представления детям об овощах (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, репка, картофель); учить узнавать и называть овощи; расширять представления об окружающем мире (овощи растут на земле, на грядках, в огороде или в саду).

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Рассматривание муляжей овощей и фруктов; учить детей отмечать их характерные особенности; Д/ игра: "что нам осень принесла?»; Познакомить детей со сказками : "Репка","Спор овощей"; Д/ игра:"Что в корзиночке лежит?"; загадать загадки об овощах; лото «Овощи», лепка «Колобок».

Работа с родителями

Продолжить расширять представления об овощах и фруктах; познакомить с работой в саду и огороде, организовать дома выставку "Наш урожай"; предложить рассмотреть иллюстрации в огороде осенью.

Занятие 3. "Фрукты. "

Цель- дать первоначальные представления детям о фруктах (яблоки, груши, сливы, виноград); учить узнавать и называть фрукты; расширять представления об окружающем мире (фрукты растут в огороде или в саду, на деревьях).

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Продолжить рассматривание муляжей фрукты и иллюстраций; Д/ игра: "Во саду ли в огороде?" Предложить детям загадки о фруктах и овощах; предложить детям беседу «Можно ли есть не мытыми фрукты?»; лото «Фрукты», лепка «Яблоки».

Работа с родителями

Рассмотреть иллюстрации с ребенком о труде взрослых в саду и в огороде; провести дома с ребенком целевую прогулку на огород; поиграть с ребенком "Найди, что назову"

Занятие 4. "Цветы на участке детского сада. "

Цель- познакомить детей с цветами, растущими на клумбах детского сада (петуния, бархатцы, циннии, ромашки, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Предложить детям игру ''Угадай по описанию";рассмотреть иллюстрации об осенних садовых цветах, отметить их отличительные особенности. Экспериментирование: «Растениям, цветам легче дышится, если почву полить, потом подрыхлить". Худ. слово (прочитать детям стихи о цветах); Д\игра «Подбери такой же цветок», Д/игра «Собери картинку».

Работа с родителями

Предложить прогулку в парк, сквер, полюбоваться цветами осенью, собрать листья, дома сделать красивый гербарий "Осенняя палитра".

Октябрь.

Занятие 1. "Комнатные растения".

Цель- познакомить детей с уголком природы в группе, с комнатными растениями. Продолжить формирование у детей понимания, что у комнатных растений есть такие же части, как и у растений на участке.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Рассмотреть иллюстрации "Комнатные растения"; экспериментирование: "Что нужно растениям для роста?". ИЗО - деятельность "Раскрасим мы цветочек". Труд в уголке природы – поливка комнатных растений; лото «Цветы».

Работа с родителями

Предложить рассмотреть с ребенком дома комнатные растения; продолжить знакомить ребенка с частями растения; предложить полить комнатные растения, объяснить, для чего это необходимо сделать.

Занятие 2. "Наши зеленые друзья".

Цель-дать первоначальные представления детямо природном окружении на участке детского сада, учить называть и различать деревья; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Предложить детям чтение стихотворение И. Воробьёва "Береза"; Экологическая игра : "Угадай дерево по описанию". Д/игра "Найди такой же листок» : ИЗО – деятельность (мазками) «Нарисуем мы листочки для березки». Рассмотреть иллюстрации о деревьях, растущих в нашем краю.

Работа с родителями

Провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе, окружающему миру; понаблюдать за ветром (как качаются верхушки деревьев, как ветер срывает листочки с деревьев)

Занятие 3. "Аквариум".

Цель- познакомить детей с мини – водоемом аквариумом. Дать первоначальное представление детям, что аквариум — это дом для рыбок и водных растений. Рыбки – живые существа (они плавают, едят и растут). Рассматривание рыбок.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Наблюдение за рыбками (экскурсия во вторую младшую группу) "Рыбка живая - она плавает в воде"; Д/игра "Найди такую же рыбку". Рассмотреть игрушки в виде разных рыбок, найти общие отличительные признаки. Экологическая игра «Где спряталась рыбка?»; заучивание потешки о рыбке; рассматривание картинки «Рыбка». Труд в природе – кормление рыбки в аквариуме. Чтение произведения Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу».

Работа с родителями

Рассмотреть с ребенком аквариум с рыбками, закрепить первичные представления о рыбке; иллюстрации о рыбках, аквариуме. Предложить ребенку совместно со взрослым покормить рыбок в аквариуме.

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада осенью.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе осенью. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой. Расширить представления у детей о погоде в середине осени (стало холоднее, появились тучи, идёт дождь).

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Экскурсия: «Закрепить в сознании детей понятие "Листопад"; Труд в природе - собрать осенние листья для оформления гербария; Д/игра "Найди такой же листок"; Беседа: "Как мы одеваемся осенью?"

Работа с родителями

Предложить родителям закрепить с ребенком знания о сезонных изменениях в природе осенью; расширить представления об одежде, которую одеваем осенью. Прочитать дома детскую литературу о природе осенью.

Ноябрь.

Занятие 1. "Вода".

Цель- дать первоначальные представления детям воде, познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течёт, растекается, льётся, бывает холодная, тёплая, горячая.) Дать понять для чего нужна вода человеку.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Провести с детьми беседу о свойствах воды; потешка "Водичка - водичка умой мое личико". Провести с детьми опытническую работу с водой. Игра экспериментирование «Теплый –холодный»; экологическая игра «Что, как плавает?».

Рекомендуем родителям

Предложить родителям рассмотреть с ребенком иллюстрации, для чего нужна вода человеку; провести дома опыты с водой.

Занятие 2. "Домашние животные". (кошка, собака)

Цель-дать первоначальные представления детямо домашних животных (кошка и собака, познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения, показать, что их жизнь связаны с человеком, он создаёт им все условия (кормит, ухаживает). Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Предложить рассмотреть иллюстрации о домашних животных, познакомить с характерными особенностями; чтение художественной литературы С. Маршак "Усатый полосатый", А. Барто "Грузовик"; Д/игра "Угадай кто это?"; Д/ игра «Накормим кошечку и собачку».

Рекомендуем родителям

Предложить рассмотреть с ребенком дома (кошка, собака, закрепить знания об их характерных отличиях. Чтение и ответы на вопросы по сказке "Репка".

Занятие 3. "Дикие животные".

Цель- дать первоначальные сведения о лесе (кто живёт в лесу). Учить детей находить на картинках, узнавать и называть диких животных, известных им по сказкам. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Рассмотреть иллюстрации с изображением диких животных; прочитать русскую народную сказку "Теремок"; предложить провести на прогулке подвижную игру "Зайцы и волк», Д/игра «Дикие животные», Д\игра «Назови, кто это?».

Рекомендуем родителям

Продолжать формировать знания о жизни животных в лесу; предложить для чтения с ребенком детских книг о диких и домашних животных.

Занятие 4. Дикие звери зимой.

Цель- побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе зимой и в поведении диких животных.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (развивающие игры)

Расширять знания детей о диких животных (заяц, лиса, медведь, их индивидуальных особенностях. Предложить беседу о «Диких животных», "Кто живет в лесу?" Д/игра "Где чей дом?", чтение сказки «Теремок», ИЗО – деятельность «Следы зверей».

Рекомендуем родителям

Предложить для чтения стихи Н. Мигуловой "Ребятам о веселых зверятах", расширять представления о жизни диких животных зимой, рассмотреть иллюстрации о диких животных.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Текст к презентации «Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр» Подготовила: воспитатель.

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр» Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет 2-й слайд «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,.

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста в подготовительной группе Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа) 1. Природная.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» Слайд 1.

Картотека развивающих игр для детей раннего возраста Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первичных экологических представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр
Опубликовано: 25 января 2019 в 12:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД