Лучший педагог года

Консультация «Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений»

Альбина Федотова
Консультация «Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений»

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Направленное использование физической культуры на протяжении первых лет жизни человека, является начальным и очень важным звеном системы физкультурного образования. В связи с тем, что половые характеристики человека являются первичными (индивидуальными) свойствами личности, а пол – начальная категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность, то современные требования личностно – ориентированного подхода к детям, в том числе в процессе физкультурной деятельности, не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.

Публикация «Консультация „Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений“» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях акцентирую внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Девочки положили мячи в корзину. А теперь мальчики». Или: «Девочки построились друг за другом за Машей, а мальчики – за Сашей».

В среднем дошкольном возрасте формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям разных полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий. С этого возраста следует разделять роли в уборке пособий и оборудования. Например, Оля, Настя и Катя аккуратно сложат кубики и повесят обручи, а мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять работу потяжелее. Давайте мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место». Сюжетно – ролевые игры помогают закрепить представление о мужских и женских профессиях. Например, игра «Поездка в общественном транспорте». 5-6 мальчиков – водители автобусов, троллейбусов, берут обручи («автобусы, троллейбусы») и «подъезжают» к остановке (обозначенное место, где стоят пассажиры – девочки и остальные мальчики. Пассажиры «садятся в транспорт» (берутся рукой за обруч) и едут по своим делам. Затем мальчики меняются ролями.

В старшем дошкольном возрасте эффективней осуществлять становление социальных ролей. У детей этого возраста осознанное понимание и одобрение особенностей полоролевого поведения представителей противоположного пола.

На физкультурных занятиях использую некоторые методические приемы для учета половых особенностей дошкольников. В основной части занятия дети делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание. Например, мальчики отжимаются, девочки выполняют упражнение на развитие гибкости. Но мальчикам также необходимы упражнения на гибкость, а девочкам на развитие силы мышц. На занятиях, на которых нет различий в подборе упражнений, где дети выполняют одинаковые силовые упражнения, различия имеются в дозировке. Но нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности. В группе, как правило, всегда можно выделить одного или несколько мальчиков низкого уровня физической подготовленности, которые не справляются с силовой физической нагрузкой. В то же время, требования полоролевого воспитания предполагают формирования у детей установки, что мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность но, тем не менее не нанести вред здоровью детей. Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий. Например, упражнение «поднимание туловища из положения лежа на спине» значительно усложняется если руки ребенка находятся за головой. В подготовительной группе указываю дозировку: девочкам 10 раз, мальчикам 15 раз. А физически неподготовленным мальчикам предлагаю выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, в положении «руки за головой». То же самое и с упражнением «поднимание ног в висе на гимнастической стенке». Поднимание прямых ног – усложненный вариант, и поднимание согнутых ног – облегченный вариант. Так же дается разная дозировка по времени для мальчиков и девочек в беге в подготовительной части занятия.

Рассматривая обучение детей сложным двигательным действиям, следует отметить, что существует ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием на дальность и в цель, требующих большего времени для овладения ими у девочек и прыжки через скакалку, требующих больше усилий и времени у мальчиков. Не одинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках через скакалку для мальчиков 6,5-7лет хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков (прыжки на одной ноге, прыжки ноги скрестно, прыжки с вращением скакалки назад и т. д.).

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно – силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, спортивные игры. Например, при предоставлении детям свободы выбора двигательной деятельности мальчики берут мяч, пытаясь играть в футбол, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки же, практически никогда так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». И в самостоятельной двигательной деятельности девочки отдают предпочтение прыжкам через скакалку, упражнениям с обручем, с лентами, танцевальным упражнениям при наличии музыки. В то же время, такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам.

Однако это усредненный подход к двигательным предпочтениям. Необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не может использоваться в качестве довода против какой – либо двигательной деятельности. В то же время стойкий интерес детей к несвойственной двигательной деятельности должен стать поводом для размышлений педагогов и родителей.

Начиная со среднего возраста, два раза в год проводится диагностика и определяется уровень физической подготовленности ребенка. Средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают средние результаты девочек. Это является основанием тому, что в учебно – методические пособия по физической культуре включены нормативы физической подготовленности различные для мальчиков и девочек.

Занятия физическими упражнениями в двигательной активности дошкольника имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. А учет полоролевых особенностей дошкольника позволяет добиться результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Дети должны играть и осознавать, что нет отдельного мира для мальчиков и отдельного мира для девочек, а есть общий мир, где каждый может стать тем, к чему у него есть способности, сотрудничая с коллегами обоего пола.

Используемые интернет – источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2011/12/04/dvigatelnye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-v-fizicheskoy

Литература

1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. -1997. - N° 12.

2. Лагутин А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. — 1994.- № 7.

3. Фуриева Т. А. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. 1993.— № 11.

Публикации по теме:

«Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков» ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков.

Дидактическая игра «Одежда и обувь для мальчиков и девочек»Дидактическая игра «Одежда и обувь для мальчиков и девочек» Предлагаю еще одну игру на гендерное воспитание ребенка. Оборудование: предметные картинки - куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка,.

Фотоотчет к развивающим играм по гендерному воспитанию мальчиков и девочекФотоотчет к развивающим играм по гендерному воспитанию мальчиков и девочек В прошлой публикации "Гендерные игры" мы писали о важности гендерного воспитания в дошкольном возрасте в целях сохранения благополучия и.

Гендерные игры для мальчиков и девочекГендерные игры для мальчиков и девочек Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации.

Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние.

Консультация для воспитателей «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек» Анализ лицензированных программ показал,что дифференцированный подход к воспитанию мальчикам и девочкам прослеживается. Первичная половая.

Консультация для воспитателей «Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек» В отечественных исследованиях, посвященных половому воспитанию дошкольников, изучались особенности развития личности мальчиков и девочек.

Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Тема «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Набор карточек по технике выполнения физических упражненийНабор карточек по технике выполнения физических упражнений Разработала: Сайфуллина Л. Х., МБДОУ ДС 53, г. Миасс Я разработала наглядное пособие «На зарядку становись» из 15 карточек. Пособие предназначено.

Сказочное путешествие в страну мальчиков и девочек. Цель:развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений»
Опубликовано: 20 августа 2015 в 14:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД