Получи документы

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как средство преемственности со школой

Козловская Елена Олеговна
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как средство преемственности со школой

Доклад на тему: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как средство преемственности со школой»

подготовила педагог-психолог МАДОУ детский сад «Звёздочка»

высшей категории Козловская Е. О.

Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как средство преемственности со школой» размещена в разделах

В настоящее время в сфере образования понятие функциональной грамотности становятся наиболее обсуждаемым и актуальным. Известный психолог Алексей Леонтьев говорил, что функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности – это познавательный интерес, самостоятельность, коммуникативность, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

- возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовому развитию; умению прогнозировать свое будущее.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Именно в возрасте 6-7 лет создается базовая основа чтения, письма, математики, а это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Для детей 3 - 7 лет ставится цель овладения предпосылками функциональной грамотности как основы успешного обучения в школе.

Из этой цели формируются следующие задачи :

- создание в системе дошкольного образования условий для овладения детьми способами познания окружающего мира посредством развития предпосылок математической, естественно-научной и читательской грамотности;

- внедрение в педагогическую практику эффективных педагогических технологий, позволяющих развивать у детей предпосылки читательской (речевой, математической и естественно-научной грамотности и реализовывать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования;

- совершенствование профессиональных компетенций педагогов в направлении организации образовательного процесса, направленного на развитие у детей предпосылок функциональной грамотности;

- создание системы психолого-педагогической поддержки семьи, а также роста активности родителей в образовательной процессе дошкольных организаций для эффективного развития детей дошкольного возраста.

Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт.

Одним из важных условий практической реализации преемственности по формированию функциональной грамотности в работе ДОО и школы является установление делового сотрудничества между педагогами.

Можно выделить две линии, по которым идет установление связи ДОО и школы :

- тесный контакт педагогических коллективов;

- непосредственное общение дошкольников и школьников.

Формы связи разнообразны : экскурсии, конкурсы, тематические выставки, совместные акции и проекты, взаимопосещения и совместные методические мероприятия.

В результате у педагогов ДОО и школы достигается взаимопонимание, преемственность становится неформальной и эффективной.

Педагогические коллективы взаимодействуют по четырем направлениям формирования функциональной грамотности :

1. Финансовая грамотность – в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. К факторам организации процесса освоения детьми начальных экономических представлений относится совместное определение задач, содержания начального экономического воспитания и образования детей разных возрастов, выбор программ, доступных для их понимания, формы, методы, средства, обеспечивающие принцип – от простого к сложному.

2. Математическая грамотность – способность понимать роль математики в мире, в котором он живет, выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях. Условно программу дошкольного образования по ФЭМП можно разделить на пять разделов: количество и счет, величина, форма, пространство и время. Освоение программы предоставляет выпускникам дошкольного образовательного учреждения уверенное владение математикой в начальной школе.

3. Читательская грамотность – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, интернета и компьютерных игр. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Тогда как, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.

4. Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Известная китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у ребенка сформировано начальное представление об окружающем мире, он стремится познать саму суть явлений. Одним из основных механизмов детского развития признана познавательно-исследовательская деятельность, которая, в свою очередь, переходит в проектно-исследовательскую в школе. Проведение опытов и экспериментов в ДО - это прекрасная возможность научить ребенка думать, четко выражать свои мысли, ставить цели и искать пути их реализации. Основы детского эксперимента – это прямой путь к пониманию научной картины мира.

5. Экскурсии и целевые прогулки.

Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности.

В заключение хочется подчеркнуть, что функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. И чтобы воспитать человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей, необходимо закладывать основы функциональной грамотности уже на этапе дошкольного образования.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Формирование предпосылок учебной деятельности — это процесс, направленный на развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков, которые.

Игры для формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возрастаИгры для формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста»(из опыта работы) На сегодняшний день Федеральный государственный.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как средство преемственности со школой
Опубликовано: 18 марта 2025 в 11:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как средство преемственности со школой» (включая файлы) размещена пользователем Козловская Елена Олеговна (УИ 674821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 апреля 2025 среда
Осваиваем декупаж!
День рождения Прокофьева С. С
1891г.
День рождения У.Шекспира
1564 г.
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД