Формирование предпосылок грамматически правильной речи в младшем дошкольном возрасте

Моисеенкова Татьяна
Формирование предпосылок грамматически правильной речи в младшем дошкольном возрасте

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, и представляет собой" систему систем", объединяющую словообразование,морфологию,синтаксис. Грамматика позволяет делать нашу речь организованной и понятной для окружающих. Усвоение ребенком грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние и на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично,последовательно,правильно излагать свои мысли. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики,правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна, что говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Успешное усвоение происходит при условии правильной организации предметной деятельности,повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми,специальных речевых занятий и упражнений и как часть занятия по методике развития речи.

1. Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

Например, в процессе рассматривания картины Кошка с котятами" можно:

-упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка е видно лап)

-предложить детям составить простые предложения о котятах (" Что делает рыжий котенок?Что делает черный котенок?")

2. Грамматическое упражнение может быть частью занятия,но не связанной с его программным содержанием.

Например, упражнения на согласование сушествительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др.

-Детям предлагается ответить на вопросы:

- Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?

-Как можно сказать про ручей (Узкий, мелкий)

-Река глубокая, а море еще. (глубже)

-Озеро большое, а море еще. (больше)

-Река маленькая, а ручей еще. (меньше)

В процессе развития элементарных математических представлений упражняем в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть цыплят,три ежа, пять ежей.

-определяя величину предмета- образуем сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше,ниже.

-сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные:шесть больше пяти, пять меньше шести.

При ознакомлении с природой дети упражняются:

-в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи длиннее; зимой самые короткие дни и самые длинные ночи.

- в употреблении глаголов:весной - день удлиняется, ночь - укорачивается.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием-важнейшее средство развития речевой деятельности.

В повседневной жизни, общаясь с детьми, мы можем упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Для этого мы сами должны говорить правильно.

Говорите правильно

Много апельсинов, мандаринов,помидоров.

Яблоко - яблок (но не "яблоков")

Блюдце - блюдец (но не " блюдцев")

Полотенце -полотенец (но не " полотенцев")

Туфля -туфель (но не " туфлей")

Пара валенок, сапог, чулок, носков.

Они хотят, но не " хочат"

Беги, но не " бежи"

Клади, но не "ложи"

Ляг, ноне "ляж".

Пойдемте, но не " пошлите"

Публикации по теме:

Формирование грамматически правильной речи у дошкольников Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку,.

Физическое развитие в младшем дошкольном возрастеФизическое развитие в младшем дошкольном возрасте Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального.

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Использование лэпбуков в младшем дошкольном возрастеИспользование лэпбуков в младшем дошкольном возрасте «Интеграция социально – коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на основе использования лэпбуков».

Логопедическое занятие в старшей группе «Формирование грамматически правильной речи. Предлоги С, ЗА» Логопедическое занятие в старшей группе «Формирование грамматически правильной речи. предлоги «С», «ЗА». Цель: Формирование фразовой речи,.

Методика формирования грамматически правильной речи Методика формирования грамматически правильной речи Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание).

Сюжетно-ролевая игра «Больница» в младшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Больница» в младшем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Больница» во 2 младшей.

Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого.

Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте «Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте» Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Формирование предпосылок грамматически правильной речи в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 22:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

14 октября. Покров

14 октября все православные люди отмечают большой церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник, как и сама православная вера, достался нам в наследство от Византийской империи. Согласно...

Фотоотчет об экспериментально-исследовательском проекте «Растения — наши друзья»...
Задачей проекта было доказать, что растения – живые существа. Доказать , что растение, взятое из грунта может чувствовать себя хорошо в комнате как дома. Для...
Программа кружка в средней группе «Волшебные ручки»
Рабочая программа кружка «Волшебные ручки» средняя группа «Солнышко» возраст 4-5 лет на 2019– 2020 учебный год [/b] «… Чем больше мастерства в детской...