Лучший педагог года

Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Люся Сергеевна Шубенок
Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

 Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе, а развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.

Публикация «Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем раньше начать работу с ладошками, тем быстрее ребёнок скажет первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.  

Детские педагоги психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы - общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.

Наблюдая за детьми в первой младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие – застегивать, расстегивать застежки, молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда мной была начата работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивая моторику, учитывала возраст и возможности ребёнка, соблюдая последовательность:

Первый раз показывала упражнение и объясняла, как это делать.

Второй раз выполняла упражнения вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.

На третий раз предлагала ребёнку выполнить задание самостоятельно

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики у детей приносила плоды, я провожу её регулярно и последовательно от простого к сложному. Длительность упражнений составляет 2- 5 минут ежедневно.

Мы разучиваем большое количество пальчиковых игр. Эти игры я стараюсь использовать как на занятии, так и в повседневной жизни. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения строила таким образом, чтобы сочетались сжатия, растяжения, расслабления кисти рук, а также я использовала изолированные движения каждого из пальцев.

Например: «Дождик», «Снежки», «Этот пальчик…» и т. д.

Сжимание и разжимание ручек, шевеление пальцами и ладошками доставляет малышам до трех лет огромное удовольствие

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют :

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

составляем простые фигуры из пальцев и ладоней: колечко, ковшик, кораблик, домик, ворота, замок, очки, цепочка, ёжик.

В моей группе много игр для развития мелкой и тонкой моторики, которые мы делали своими руками:

«Волшебные горошины»

Игры с прищепками: делаем лучики для солнышка и т. д.

«Бусы»- надеваем бусинки на шнурок.

Различные игры-шнуровки,

На шнурки дети надевают любые игрушки имеющие отверстия.

Разрезные картинки из 3- 6 частей.

Большая роль в развитии моторики отводится играм со сборно - разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидками разных размеров в виде колец или колпачков.

С удовольствием дети играют мозаикой, в «пазлы», раскладывают бусинки и пуговицы по цвету и размеру.

Очень любят ребята когда мы проводим игры-эксперименты с водой -переливание воды из ёмкости в ёмкость ложечками, игрушечными бокальчиками, мелкими резиновыми игрушками и т. д.

С водой и мылом: пускаем мыльные пузыри, стираем кукле одежду, купаем игрушки, пинцетом вылавливаем плавающие на поверхности воды кусочки бумаги.

Исследуем свойства бумаги: бумагу, салфетки комкаем, разглаживаем ладошкой, рвём на кусочки.

Экспериментируем также с песком, крупой, горохом, фасолью (ищем в них мелкие игрушки, рассыпаем, собираем руками или с помощью совочка, лепим куличики из песка, рисуем пальчиком). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения.  

При организации рисования я использую различные методы и приемы, что хорошо развивает правильный захват пальцев, способствует развитию у ребенка красивого почерка. Мы рисуем пальчиками, карандашами, кисточками, трафаретами, замазываем пластилином рисунки (рыбку, мячик).

Развиваем моторику и лепкой, чтобы раскатать кусочек пластилина требуются определённые усилия, что тренирует силу рук. Главное условие всего вышесказанного - чтобы дети играли экспериментируя с удовольствием.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в развитии детей :

увеличивается словарный запас детей, речь становится более эмоциональной и выразительной;

кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

укрепляется физическое и психическое здоровье детей;

повышается любознательность, пытливость;

дети овладевают рациональными приемами обследования;

дети активны при взаимодействии с взрослым;

у детей проявляется желание творить;

повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

  Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности,

в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволят  преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.

Публикации по теме:

Влияние совершенствования мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста» «Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов В течение дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 13:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД