Папки-передвижки

Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Березина Надежда
Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи. Так, в один год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-х – 3,5 тысяч. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей. Ещё одна особенность словаря дошкольника- это значительно меньший его объём по сравнению со словами взрослого, так как объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Публикация «Консультация „Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности“» размещена в разделах

Слова, какие слышит ребенок, делятся на две категории:

• пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет)

• активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а когда говорит- ещё и артикуляционный аппарат. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Где можно провести работа по формированию словаря?

1. В совместной деятельности взрослого и детей по развитию речи;

2. в режимные моменты;

• утренний прием детей и вечернее время;

• утренний и вечерний туалет;

• прием пищи;

• индивидуальная и подгрупповая работа;

• при рассматривании игрушек, предметов, картинок;

• во время прогулок;

• в игровой деятельности;

• при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);

• в процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);

во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений; рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.

• во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;

• в книжном уголке;

• во время праздников и развлечений;

3. в самостоятельной игре;

В образовательной деятельности по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на обогащение словаря. В утренний прием детей и вечером провести дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово, потешки, стихи. Например:

1. Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!

2. Трите губкой и мочалкой, потерпите, не беда!

И чернила, и варенье смоет мыло и вода!

3. - Зеркало любит чистые лица, Зеркало скажет: - Надо умыться!

-Зеркало охнет: - Где же гребенка? Что же она не причешет ребенка!

-Зеркало станет грязным от страха, если в него поглядится неряха.

Упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения например:

4.«Кран, откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Грязь, смывайся!»

В потешке «Водичка, водичка умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, зубок). Ребенок легче запомнит потешку, если она будет нарисована.

При одевании можно использовать вот такую потешку (наденем на ножки).

При приеме пищи, а также в дидактических играх и упражнениях обращаем внимание детей на несклоняемые имена существительных (какао, кофе, пюре).

Во время сна используем потешки, которые - проговариваем вместе с детьми: «Засыпалочка»

На подушку головой-

Глажу, глажу лобик свой. (поглаживаем лоб)

Глазки закрываю, (закрывают глазки)

Быстро засыпаю. (руки под щечки).

Пальчиковые игры играют огромную роль в развитии речи ребенка, развивают память, мышление, координацию движений кистей и пальцев рук.

Игра «Царев двор»

Жил- был царь, (руки к вискам – корона)

У царя был двор. (руки в стороны)

На дворе был кол (рука вверх пальцы вместе)

На колу- мочало (развести пальцы)

Его ветром качало (покачать кистью)

Не начать ли сказочку сначала?

Как организационный момент можно использовать игру «Кулачек».

Как сожму я кулачек (сжимаем руки в кулак)

Да поставлю на бочек, (кулаки на коленки)

Разожму ладошку, (распрямляем кисть)

Положу на ножку. (руки на колени)

Во время прогулок с детьми:

• наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы)

• и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь,

• за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт).

При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения

Например в игре «Назови ласково птиц» закрепляем умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных форм :

Соловей – соловушка

Воробей- воробышек

Ворона - воронушка

Журавль – журавушка

Например: один соловей- много соловьев

Ворона - ворон

Журавль - журавлей

На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, в области по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).

При лепке разминая пластилин можно проговорить - такую, потешку:

Ты волшебный пластилин

Много нас, а ты один

Мы тебя помнем немножко, раскатаем на ладошке.

И получится у нас

(кукла, утка….) просто класс.

В совместной музыкальной деятельности, также происходит обогащение словаря детей. В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например:

Игра: «Что, (кого) нарисовал художник?». На упражнение существительных в винительном падеже: (чашку, слона, петуха, машину).

При чтении и перессказывании сказки, формируем звуковую выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Участвовать в различных викторинах, отгадывании загадок, где так же пополняется словарный запас детей.

При заучивании стихов используем такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов - это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Таким образом, упражняем детей в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня. А разнообразные игры помогают :

• Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря.

Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных слов : обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов.

Подвижные, музыкальные игры с текстом, формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию.

Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем, соответствующего словаря, тренировке речевых умений и навыков.

Публикации по теме:

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 11:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Березина Надежда (УИ 2206051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД