Наталия Савельева
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР в театрализованно-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков
у детей с ЗПР, через театрализовано – игровую деятельность».
В течение трех лет я работаю над темой по самообразованию «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста через театрализовано – игровую деятельность».
Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР в театрализованно-игровой деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В программах воспитания и обучения детей с ЗПР не предусмотрена организация специальной коррекционно-педагогической работы по развитию социально-коммуникативных навыков. В то же время, самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у детей с ЗПР развивается со значительным отставанием от навыков нормально развивающихся сверстников. Следовательно, необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия для развития у детей с ЗПР социально-коммуникативных навыков. Огромное значение здесь играет приобщение детей к миру прекрасного, что обогащает и раскрывает их творческий потенциал.
Эстетическое чувство формируется и развивается в условиях театрализованной, художественно-речевой, музыкальной деятельности. В процессе этих видов деятельности создаются благоприятные условия для коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются, в том числе, потребности детей в общении. Театрализованные игры обогащают ребёнка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими.
В своей работе ставлю следующие задачи:
1. Учить применять полученные на занятиях знания, умения и навыки речевого общения в игровых ситуациях, театрализованной деятельности, использовать диалогическую форму речи, обращать внимание на интонационную выразительность речи.
2. Знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический и др.) посредством бесед, экскурсий, проведения занятий, праздников и т. д.
3. Учить применять наряду с вербальными и невербальные средства общения: мимика, жесты; импровизировать на темы знакомых сказок; упражняться в выразительности жестов, используемых в процессе взаимодействия.
Для решения поставленных задач провожу следующую работу:
экскурсии в кукольный театр с просмотром спектакля.
Цель – познакомить детей с кукольным театром, расширить знания о нём – его назначении, устройстве, декорациях; формировать умение внимательно смотреть и слушать спектакль; воспитывать культуру поведения в общественных местах.
драматизация сказок: «Теремок» с использованием масок; «Колобок» - пальчиковый театр; «Репка» - настольный театр; «Три поросёнка», «Три медведя» - куклы би-ба-бо; «Заюшкина избушка», «Морозко» - костюмированный театр. Цель – учить детей распределять роли, произносить текст сказки близко к её содержанию, менять темы, интонацию речи, учить выразительностью голоса отображать характеры и настроение героев.
игра-викторина «В гостях у сказки».
Цель - уточнить знания детей о сказках по их содержанию – зачитывание отрывков; по иллюстрированию – показ иллюстраций к сказкам; развивать слуховое и зрительное восприятие.
беседа «За кулисами».
Цель – расширять знания детей о профессиях людей, помогающих ставить спектакли: гримёр, режиссёр, костюмер, художник-декоратор (словарная работа); упражнять в выборе костюмов, декораций в соответствии с темой спектакля, образами героев; развивать вкус, умение делать выбор; обогащение словарного запаса.
викторина «Сочини сказку».
Цель – развивать у детей фантазию, воображение, умение передавать свои мысли, упражнять в выразительности речи, чувств, эмоций; учить подбирать, соответственно сюжету, персонажей из различного вида театров.
тематические праздники совместно с музыкальными руководителями, родителями.
Цель – приобщать детей к сцене, воспитывать смелость, уверенность в себе и своих силах.
В результате систематической работы по данной теме: у детей появился устойчивый интерес к театрализованным играм; дети стали лучше общаться друг с другом, со взрослыми; меньше стали стеснятся при выступлении на публике; начали применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.