Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Ирина Подкопаева
Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

«Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»

Подкопаева И. И., Ковалева Н. Н.

воспитатели

МБДОУ ДС№62 «Золотой улей», г. Старый Оскол

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач,одной из которых является: формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных и нравственных качеств.

В современном обществе наблюдается снижение морали и нравственности, подмена положительных жизненных установок и ориентиров отрицательными. В ходе наблюдений за детьми, поступающими в ДОО, нами было отмечено, что дети проявляют признаки эгоцентризма, полностью сосредоточившись только на собственных интересах, испытывая желание быть в центре внимания, пытаясь все подчинить собственным правилам, которые определяют для себя самостоятельно. Воспитанники первой младшей группы часто вступают в конфликтные ситуации, с ними достаточно сложно вступить в коммуникацию. Одной из причин этого является то, что пресса, телевидение, художественные и даже анимационные фильмы для детей несут в себе большой заряд агрессии, их атмосфера насыщена отрицательными явлениями. На фоне этого у детей искажаются представления о дружбе, добре, милосердии, справедливости. Учитывая это, мы сделали вывод, что для формирования социально-нравственных представлений и ориентиров детей третьего года жизни эффективным средством станет использование театрализованной деятельности. Она имеет огромные возможности для успешного личностного развития ребенка и позволяет достичь максимального воспитательного эффекта.

Театрализованная деятельность интересна маленькому ребенку. Она приобщает детей к духовным ценностям, воспитывает у них сострадание, чувство сопереживания, развивает навыки вежливого общения.

Поступки положительных героев знакомых сказок становятся для детей образцами для поведения. Это позволяет нам, педагогам с помощью театрализованной деятельности оказывать положительное влияние на воспитание детей младшего дошкольного возраста.

В работе с детьми третьего года жизни мы используем методы театрализации для повышения эффективности формирования социально-нравственных представлений и ориентиров.

В период адаптации детей к условиям детского сада мы используем прием «кукольных разговоров». Педагог берет в руки игрушку (куклу, медвежонка, зайку). Затем от лица этого персонажа «рассказывает» детям потешки, песенки, сказки, развивая желание малышей вступать в контакт, играть вместе со сверстниками. В процессе самообслуживания (умывания, принятия пищи) игрушка подсказывает ребенку, хвалит и подбадривает его. Для знакомства с театрализованной деятельностью мы показываем детям спектакли, подготовленные нами или ребятами старших групп. В ходе самого представления, мы подключаем внимание детей к событиям,происходящим на сцене: просим поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, оказать герою посильную помощь. Дети научились смотреть и понимать происходящее на сцене, выражать эмоции, реагировать на положительные поступки героев. У них появилось желание поступать хорошо, быть вежливыми, проявлять сочувствие.

Прием театрализации постоянно используем в непосредственно организованной деятельности. Например, с целью развития навыков вежливого общения, умения здороваться и прощаться, благодарить, вежливо просить о помощи, мы включаем в эту деятельность игровые ситуации: поздравить куклу Машу, встретить гостей, помочь Зайке приготовить подарки друзьям.

Большую роль отводим индивидуальной работе. Для этого мы успешно используем различные виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо и другие. Инсценируя с помощью взрослых различные знакомые им произведения, дети приобретают навыки общения в обществе.

Особое место мы уделяем использованию театрализации на праздниках и развлечениях, где к детям приходят сказочные герои, куклы, лесные зверушки, которые поют, играют с детьми. Сюрпризные моменты, выступления любимых персонажей доставляют ребятам необычайную радость, заставляют их переживать, удивляться, вызывают желание действовать так же, как положительные герои сказки. У детей стали наблюдаться проявления таких личностных качеств, как дружба, взаимопомощь, желание делиться игрушками, вежливость.

Театр мы используем не только как средство развлечения, но и как метод воспитательного воздействия на маленького ребенка, показывая в маленьких спектаклях образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи.

С небольшими подгруппами детей мы проигрываем эпизоды из знакомых сказок, используя маски, костюмы, декорации, Инсценировка русских народных сказок дала возможность познакомить детей с простыми житейскими мудростями. Например, сказка «Репка» воспитывала у детей желание преодолевать любые трудности вместе, подводила к пониманию того, что взаимовыручка и дружба – великая сила. В сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учились проявлять сочувствие. Подобные спектакли помогали детям понять — побеждает дружба, искренность, справедливость, правдивость, доброта и воспитывали у маленьких детей подобные качества.

Театрализованная деятельность стала занимать важное место в педагогическом процессе первой младшей группы, способствовать формированию у детей социально-нравственных представлений и ориентиров.

Литература

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.

2. Дьяченко Л. П. Организация социально-личностного развития детей в ДОУ // Управление ДОУ. - 2009. - №8. - с. 43

3. Сорокина Н. Ф, Миланович Л. Г. Кукольный театр для самых маленьких. М.: Линка-Пресс, 2009. 224 с.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у дошкольников на основе представлений о природе в процессе эспериментирования Введение Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается.

Речевое развитие младших дошкольников средствами театрализованной деятельности Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка- дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Формирование и коррекция социально-эмоционального развития детей на занятиях театрализованной деятельности Театральная деятельность – это реальная возможность для каждого ребенка испытать свои силы, обрести шанс на успех и удачу «Театр поучает.

Формирование у младших дошкольников элементарных экологических представлений Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации.

Формирование экологической культуры младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности Слайд 1. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща,.

Формирование этических представлений у дошкольников в процессе театральной деятельности из опыта работы Каждый человек в течение жизни может выполнять различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начинает осмысливать окружающую.

Консультация «Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников» Формирования представлений о малой родине у младших дошкольников воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» Цаер.

Консультация для родителей «Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр»Консультация для родителей «Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр» Консультация для родителей: «Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр» Воспитатель: Репина.

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями».

Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии Педагогический совет «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Опубликовано: 29 марта 2018 в 13:32
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

«Рождественский ангелочек» мастер-класс
Один из самых тёплых, светлых, добрых праздников - это Рождество. А какое Рождество без ангела? Ведь именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов...
Игра как средство развития эмоционального интеллекта
Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость ещё приемлемо, то...
Дидактическая игра для детей 3–7 лет «Судоку»
Дидактическая игра «Судоку» Предназначено для детей 3-7 лет. Цель:развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи: дидактическая - учить...