«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды)

Зинаида Ангарова
«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды)

Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки.

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных,научно-методических трудов пологопедии (В. К. Воробьева,В. Н. Глухов,Л. Н. Ефименкова,Т. А. Ткаченко,Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.

Успешное осуществление логопедической работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию связной речи всегда осуществляется учителем-логопедом. При этом принимаются во внимание первоисточники, имеющихся в специальной литературе.

Если в первом периоде предусматривалась целенаправленная работа по овладению той или иной грамматической формой, то на последующих этапах грамматические формы в ходе составления рассказов закрепляются и автоматизируются.

Как и ранее, работа по формированию связной речи находит свое продолжение на других занятиях. На конструировании, работа с палочками Кьюизенера, дети составляют самостоятельно композиции для своих картин.

Логопед и воспитатель, работая с детьми с ОНР строго соблюдают постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным высказываниям с опорой на мнемотехнику.

При планировании занятий соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования.

Пересказ: краткий, выборочный и полный пересказ и т. д;

Составление описательного рассказа: по плану-схеме, мнемодорожке и т. д;

Составление рассказа по серии сюжетных картин: по серии из 3-7 картин,с элементами творчества и т. д;

Составление рассказов по сюжетной картине: по плану, по одной сюжетной картине по наводящим вопросам, с обсуждением поведения героев и т. д;

Творческое рассказывание: мнемосхема, по опорным словам, по теме с опорой на образец педагога и т. д.

Как показывает опыт работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствуют развитию связной речи и творческих возможностей детей.

В конце 3-го периода необходимо дать возможность детям реализовать свои творческие возможности. Дети сами придумывают рассказы на заданную тему, учатся дополнять и изменять сюжеты знакомых рассказов и сказок, рассказывать собственные.

Работа по формированию связной речи у детей с речевой патологией сложна и многогранна. Данный материал возможно поможет учителям-логопедам разрешить некоторые хотя бы некоторые из возникающих трудностей.

Публикации по теме:

Перспективный план развития связной речи на занятиях продуктивной деятельностью № Название занятия/Задача по развитию связной речи 1 Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи «Чебурашка»/ Развивать умение.

План работы логопедического кружка «Красиво говорим» Цель: Формирование грамматического строя и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
Автор публикации:
«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды)
Опубликовано: 2 января 2015 в 12:55
+172Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 118.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День хвойных деревьев на МААМ

«Зимой и летом одним цветом» — отгадке на эту загадку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представления детей о хвойных деревьях...

20 октября. Международный день повара

Повар – это специалист, способный из набора даже самых простых продуктов приготовить вкусное блюдо. И может делать это изо дня в день. Людям этой важной профессии посвящён международный праздник 20...

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Жираф для зарядки» У жирафа пятна, пятна
У жирафа пятна пятнышки - песня, которую Екатерина Железнова придумала не просто для развлечения самых маленьких слушателей. Эту песенку с множеством...
Мастер класс по объемной аппликации «Веточка ели с шишкой» ко Дню хвойных деревьев на...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию объемную аппликацию «Веточка ели с шишкой». Такую работу можно выполнить совместно с детьми младшего дошкольного...
Мастер-класс по изготовлению зайчика из сердечек
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению зайчика из сердечек Милые пушистые зверьки - зайчики с детства окружают нас в сказках, стихах, песенках....