Светлана Мийна
Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.
(слайд 3)В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, и прежде всего рисованию. Развитие сюжетного рисования и формирование творческих способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста являются одной из актуальных задач коррекционно-развивающего обучения в ДОУ.
Публикация «Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
(слайд 4) целью нашей работы – определить эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе формирования сюжетного рисунка у детей с задержкой психического развития.
(слайд 5) Нами была выдвинута гипотеза, что использование нетрадиционных техник в развитии сюжетного рисования у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста позволит :
- расширят тематику сюжетного рисования.
- повысить интерес к изобразительной деятельности;
- будут способствовать формированию воображения и творческих способностях детей;
(слайд 6) Были определенны задачи исследования и выявлена практическая значимость:
(слайд 7) Организация исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад №12» г. Усинска, в нём приняли участие 10 детей подготовительной группы с ЗПР и 10 детей, посещающих массовые группы.
(слайд 8-11)
Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии : доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.
(слайд 12) Если сравнивать развитие рисования у детей массовых групп, с детьми ЗПР, то оно будет иметь ряд особенностей.
Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет. Несмотря на то что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Опыт педагогической работы с детьми с задержкой психического развития показывает отсутствие необходимых изобразительных умений у них, что часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются.
Таким образом, развитие сюжетного рисования у детей с ЗПР является одной из актуальных задач коррекционно-развивающего обучения в ДОУ.
(Слайд 13) Изучив теоретические вопросы развития сюжетного рисования старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе.
Целью исследования явилось изучение особенностей сюжетного рисования и выявление творческих возможностей у детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе.
Констатирующий эксперимент был организован на базе МАДОУ «Детского сада №12» г. Усинска. В нем приняли участие 10 детей подготовительной группы с ЗПР. Исследование проводилось в начале учебного года. Контрольную группу составили 10 воспитанников массовой группы детей, посещающих МАДОУ «Детский сад №12» г. Усинска.
(слайд 14) Методика №1. «Закончи предложенный педагогом рисунок».
Цель: выявить умения создавать сюжетное изображение.
(слайд 15) Методика №2. Рисование на тему «Мы в космосе».
Цель: определить сформированность творческого воображения.
(слайд 16)Методика №3. Рисование по заданному сюжету «Встреча Красной Шапочки с серым волком» по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка».
Цель: выявить творческие возможности детей в сюжетном рисовании.
(слайд 17) Методика №4. «Рисование по заданному сюжету с использованием нетрадиционных техник».
Цель: выявить умения детей рисовать заданный сюжет с использованием нетрадиционной техники (рисование мятой бумагой)
(слайд 18) Результаты исследования проводились по трём уровням развития сюжетного рисования.
(слайд 19) Анализируя данные диаграммы мы видим, что в контрольной группе 20% детей имеют высокий уровень, и 80% - средний уровень развития. В экспериментальной группе 30% детей имеют средний уровень, а 70% детей низкий.
Данные полученные в результате констатирующего эксперимента, побуждают нас к поиску наиболее эффективных методов и приемов работы по формированию сюжетного рисования у детей с ЗПР.
Детям ЗПР очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Именно поэтому необходимо познакомить ребенка с самыми разнообразными изобразительными технологиями, так как это полезно для развития ребёнка с ЗПР.
(слайд 20) Коррекционно-педагогическая работа проводилась на занятиях и состояла из трех этапов.
На первом этапе мы знакомили детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения: монотипия, техника дорисовывания отпечатка ладошки, рисование пальчиками, метод рисования тычком.
Метод рисования тычком, позволит создавать дошкольникам сюжетные изображения. Данными техниками дошкольники создавали как предметные, так и сюжетные рисунки.
Второй этап. Обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Мы знакомили детей с такими видами техники рисования, печатание бумагой, методом напыления, кляксография трубочкой и др. на занятиях учили детей сравнивать различные виды техники рисования.
Третий этап. На занятиях по изобразительной деятельности использовали смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками.
(слайд 21) Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с 3ПР происходит по направлениям.
(слайд 22) Коррекционно-педагогическая работа была направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. При проведении занятий по изобразительной деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные возможности дошкольников с 3ПР.
Для предупреждения утомления, профилактики нарушения осанки в структуру занятия мы включали физкультминутки.
Связь с трудовым обучением прослеживалась в том, что дети самостоятельно изготавливали нетрадиционное оборудование для занятий. Например, собирали на прогулке листья от разных деревьев, для рисования техникой печатания листьями и т. д.
У детей развивается познавательный интерес. Они начали задавать вопросы нам, друг другу, происходило обогащение и активизация словарного запаса.
Большое внимание уделяли наблюдениям в повседневной жизни.
(слайд 23-24) Для формирования навыков коллективных действий при создании единой композиции мы играли с детьми в игры «Я начну, а ты продолжи», «Закончи рисунок», «Дорисуй рисунок!»
(слайд 25) Особое внимание уделили организации специального места для рисования и размещения оборудования – уголка рисования, который мы оснастили разнообразными материалами для самостоятельной деятельности детей.
(слайд 26-27) Важной составляющей деятельностью при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, является организация работы с родителями. Мы проводили беседы, мастер-классы, консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционными техниками изображения для детей и родителей, привлекали взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ.
(слайд 28) По окончании экспериментального обучения был проведен контрольный эксперимент. Были обследованы дети экспериментальной группы.
Детальный анализ полученных результатов контрольного эксперимента говорит о том, что уровень сформированости сюжетного рисования у детей после обучения изменился. Анализируя данные диаграммы, мы видим, что у 40% детей высокий уровень сформированности сюжетного рисования, у 60% детей имеющиеся навыки сюжетного рисования находятся на среднем уровне, и никто из детей не показал низкого уровня рисования.
(слайд 29) Данные, полученные в результате контрольного эксперимента указывают на то, что дети с ЗПР способны к созданию сюжетных рисунков нетрадиционными техниками рисования.
Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ватными палочками, мятой бумагой.
(слайд 30) Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
(слайд 31)Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают, что проведенная работа оказалась действенным средством формирования сюжетного рисунка с использованием нетрадиционных техник у детей ЗПР и является доказательством достоверности выдвинутой нами гипотезы в начале исследования.
(слайд 32) Именно поэтому необходимо познакомить ребенка с самыми разнообразными изобразительными технологиями, так как это полезно для развития ребёнка с ЗПР.
(слайд 33) Спасибо за внимание!