Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами экологии

Инна Нечипоренко
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами экологии

Введение

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях. Вопросы формирования трудовых умений и навыков дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30-80 годы ХХ века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания детей в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И. Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Я. 3. Неверович, Д. В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел дается кратко. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста. Несмотря на традиционное декларирование важности формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста так и не стала приоритетной в реальной практике детского сада. Кроме того, выявляются противоречия между необходимостью формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста и целенаправленной работой по их формированию, что позволило обозначить проблему, которая заключается в преодолении выявленных противоречий путем поиска условий, обеспечивающих формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста. Даже современные нормативные документы предусматривают, что воспитанники детского сада могут трудиться только по личному желанию, что делает ещё более актуальной проведение работы по формированию потребности в труде. Формирование трудовых умений и навыков средствами экологического образования у детей дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если в системе повседневной образовательной работы использовать интегрированные занятия с уклоном на экологические темы.

Эффективность проводимой работы зависит от следующих условий: • включение детей в различные виды ручного труда (с бумагой и картоном);

•использование разных форм организации обучения ручному труду;

•привлечение детей дошкольного возраста к труду в природе (на участке детского сада);

•привлечение детей дошкольного возраста к хозяйственному труду в уголках природы;

•воспитание любви к природе через проведение интегрированных занятий.

Основная часть

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

самообслуживание;

хозяйственно-бытовой труд;

труд в природе;

ручной и художественный труд;

Обучение детей трудовым навыкам и умениям это - важный и необходимый этап трудового воспитания дошкольников. Любая деятельность, и особенно трудовая предполагает наличие навыков. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, важно дошкольнику давать не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи со всеми участниками коллективного труда. Трудовая деятельность детей среднего дошкольного возраста и формируемые в ней трудовые умения и навыки имеют свою специфику и особенности.

Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста зависит от определенных, специально подобранных условий. Р. С. Буре предлагает следующие условия для формирования трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста, а именно:

1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка;

2. Учет нагрузки сообразно возрастным особенностям и возможностям каждого ребенка;

3. Наличие учебно-трудовой мотивации;

4. Наличие интереса на занятиях;

5. Педагогическое мастерство самого воспитателя;

6. Использование разных методов обучения трудовым умениям и навыкам;

Работая с детьми дошкольного возраста, по формированию трудовых умений и навыков средствами экологии в ДОУ используются следующие формы работы:

1. Организация труда детей в уголке природы.

Детей дошкольного возраста привлекаются к следующим видам деятельности:

- наблюдение за различными природными объектами на территории детского сада и в уголке природы;

- совместная работа на огороде, в цветнике, уголке природы, направленной на поддержание условий для нормального существования и развития растений: поливке растений в уголке природы, на огороде, в цветнике детского сада; созданию и уходу за «огородом на окне»;

- зарисовка в альбомах изменений в жизни растений, животных, своих добрых дел по отношению к природе, лепка.

В уголке природы, проводится работа по формированию простейших способов и приемов ухода за растениями и животными (кормление, протирание листьев); воспитанию заботливого отношения к природе. В ходе повседневных бесед детям объясняешь, что цветы, растущие на воле, заботятся о себе сами, они приспособлены к тем условиям, в которых живут. А вот растения, находящиеся рядом с человеком (комнатные растения, нуждаются в заботе. Поэтому нужно приучать детей планировать свои действия по уходу за растениями («Что нужно сделать сначала, а что потом»). Воспитателю целесообразно работать с подгруппами. Поэтому, давая детям разовые поручения, педагоги стараются делить детей на подгруппы: двое поливают цветы, трое наливают воду в лейку, а четверо протирают листья комнатных растений от пыли. При этом педагог наблюдает за правильностью выполнения задания, корректирует процесс, если требуется, приходит на помощь. Во второй половине года педагог может дать детям не только индивидуальные, но и коллективные поручения. В ходе беседы уточняет, что дети, должны делать, когда работают вместе, помогать договориться о распределении обязанностей. На протяжении всего учебного года учить детей следить за оборудованием, инвентарем и убирать его на место, после того, как им попользовались. С поздней осени до конца марта вместе с детьми можно выращивать лук (для наблюдения, а в марте привлечь детей к наблюдению за выращиванием будущей овощной рассады (перца, томатов) и цветов. Дети убеждаются, что для нормального развития растений необходимы специальные условия. Детей так же можно привлечь к поливу комнатных растений. Они узнают, что у каждого растения свои потребности: одни любят воду, другие не очень. Учить по цвету земли и на ощупь распознавать, влажная или сухая земля в горшке. («Само растение может подсказать нам, нуждается ли оно в поливе»). Показать, как следует поливать различные растения (в зависимости от их особенностей).

В процессе труда в уголке природы педагог приучает детей видеть малейшие изменения в жизни растений. Например, замечать, что фуксия дала бутон будущего цветка и т. д. Предложить детям зарисовать в альбомах понравившиеся растения и животных, свои добрые дела, направленные на благо природы, и смастерить обитателей уголка из бумаги и картона.

В процессе формирования трудовых умений и навыков у воспитанников совершенствоваются умения связно передавать свои впечатления об окружающем.

2. Формирование у детей трудовых навыков на прогулках.

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу. Приступая к приобщению детей к посильным трудовым действиям, нужно помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая терпения, внимания и творчества. Несмотря на то, что выполнение трудового задания занимает 10-20 минут, детям интересно быть рядом с педагогом, чувствовать себя соучастниками совместных увлекательных дел. Воспитанники – это всего лишь дети, а потому они охотно откликаются на предложения взрослого принять участие в совместных трудовых действиях. В зимнее время, на предложение принести снег реагируют положительно, быстро берут ведерки и бегут помогать. Когда дети включаются в совместные с взрослым действия, и увидев, что их собственные двигательные навыки далеки от совершенства, то они разочаровываются, отказываются от выполнения трудового поручения и уходят. Поэтому первые действия детей по выполнению какого-либо поручения нужно сделать простым, понятным, конкретным и кратким: отнеси на веранду, поставь на место и т. д. Иногда несколько усложнить задание, включив в выполнение поручения два этапа: собери разноцветные листья и принеси их на веранду.

Главным для педагога остается условие как можно быстрей достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на его непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока они находятся в ожидании конечного результата: «Принеси грабли, и будем рыхлить землю ими!». Как только дети убедятся в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату, можно получение этого результата постепенно отодвигать на более, длительный срок. Например, начинать сгребать снег лопатой и объяснить: «Сейчас соберем много снега и наши деревья не замерзнут, будут спать в снежном одеяле!», цель была достигнута: у детей появился стойкий интерес к живому объекту, никто не ушел. Эмоциональным рассказом о растений можно сконцентрировать внимание детей на то, весной деревья проснутся от зимней спячки и будут продолжать радовать нас своей красотой. Но именно для всех деревьев, которые ждут от нас помощи, снега и не хватает. Все взяли лопатки и ведерки и принесли снег. Когда снег был доставлен, корни деревьев были спрятаны под толщей снега, педагог поблагодарила за своевременную помощь, и дети начали играть.

3. Организация трудовых действий на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.

Проводится работа на занятиях, по изобразительному искусству (через рисование, аппликацию и лепку). В изобразительном искусстве дети учатся:

- освоение действий замещения реальных объектов;

- освоение действий моделирования объекта в рисунке и лепке;

-освоение художественной символики;

-развитие воображения: освоение действий детализации;

На основании поставленных задач по изобразительной деятельности, дети реализуют свои умения, например, через такие темы занятий как: «Ежик» (лепка, «Уж» (лепка, «Ежик» (рисование, «Уж ползущий», «Дети на новогодней елке», «Мальчик с цветами», «Волшебные цветы», «Цветы на лугу». В совместной деятельности, с детьми, при работе с природным материалом при изготовлении поделок, детям дается для воспроизведения: поделка простой конфигурации (конструкции, подробный показ, объяснения и последовательное выполнение поделки.

При создании изображения основными приемами являются:

- наблюдение;

- рассматривание животных, птиц, растении на прогулке, в уголке природы, на иллюстрациях;

В процессе рассматривания побуждаешь дошкольников выделять форму и величину частей предметов и объектов, строение, позу (ежик свернулся в клубок, цветок раскрыл свой бутончик и т. п.). В процессе рассматривания педагог включает обведение предметов, объектов обеими руками по контуру. При обучении изготовлению того или иного предмета из природного материала педагог не прибегает постоянно к показу способов изготовления, а активизирует опыт детей, спрашивает, как, по их мнению, можно сделать данный предмет из конкретного набора природного материала, задает наводящие вопросы, хвалит тех, кто ответил правильно. Такая методика способствует развитию детской фантазии и творчества, а так же использует в своей работе и индивидуальный показ какого-то нового приема, способа действия.

Занятия по работе с бумагой, картоном по замыслу дают возможность детям самостоятельно применять на практике полученные знания, развивают творчество, фантазию.

Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, можно организовать выставку из природного материала, с привлечением как самих детей, так и их родителей. В детском саду № 47 «Успех», детей и взрослых привлекали к участию в такой выставке, как например, «Марш Парка – Сибирские Увалы». На этой выставке были предоставлены композиции, поделки, игрушки из различного природного материала: лису и зайца, совы и т. п. При знакомстве детей с выставкой, педагог обращает внимание детей не только на сходство, но и на то, из каких частей они состоят, как эти части скреплены между собой, из чего сделаны и изготовлены и т. д.

Заключение

Труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым. Эта деятельность постепенно отчленяется от игры, обособляется от занятий и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста.

Важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности – к учению – является воспитание у ребенка способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со всеми несложными делами, когда он систематически выполняет обязанности по самообслуживанию, участвует в дежурствах по столовой, занятиям, уходу за обитателями уголка живой природы, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Для отслеживания результатов деятельности в ДОУ создан мониторинг уровня развития трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста через экологию.

Результаты обследования воспитанников показывает, что высокий уровень повысился на 36,4%, средний уровень составил на 27%, низкий уровень снизился на 9,4%. В ходе обследования видны заметные сдвиги в уровне сформированности трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста. Данные мониторинга наглядно иллюстрируют динамику развития сформированности трудовых умений и навыков. Это станет возможным благодаря системе работы по формированию трудовых умений и навыков, которая включает в себя занятия по различным видам ручного труда (работа с бумагой и картоном, рисованию, лепке, трудовые действия на прогулках, а также выполнение трудовых поручений в уголке природы.

Труд в сочетании с наблюдениями, обогащает детей знаниями о растениях и животных, об условиях их роста и развития, о людях, преобразующих природу, об использовании ее богатств человеком. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними и за животными, навыками правильного обращения с инвентарем и предметами ухода за обитателями уголка природы.

При правильной организации коллективного труда детям огромную радость доставляет его результат, а это в свою очередь способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности, интереса и уважения к труду.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудом детей в природе, педагог должен повысить свой уровень знаний в области растений и животных, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей дошкольного возраста.

Список использованных источников

Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. - 234 с.

Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду// Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р. С. Буре. - М., 1994. - 201 с.

Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебное методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2004. -144 с.

Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. - М., 1983. -152 с.

Корзакова Е. И., Фокина В. Г. Труд в природе. // Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. -186 с.

«Мы». Программа экологического образования детей /Авторы-составит. Н. Н. Кондратьева, Т. А. Шиленок, Т. А. Маркова и др. – СПб; М94 «Детство-пресс», 2004 – 240с.

Нечаева В. Г. Особенности труда дошкольника. // Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. -195 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшей группыФормирование навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшей группы Формирование навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшей группы. Подготовила воспитатель : Олейникова Л. И. В беседе с детьми старшей.

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность изменения социального заказа общества на подготовку.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста средствами экологии
Опубликовано: 13 июня 2019 в 14:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

Дидактическая игра «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...
Проект «Мини-огород на участке»
Проект: долгосрочный. Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность: 2 месяца. ( Май, июнь) Участники проекта: дети групп «Кораблики",...
Рождественский настольный театр, связаный крючком
Cтавить в доме под Рождество вертеп - прекрасная старинная традиция. Что же представляет собой вертеп? Вертеп переводится со старославянского — как пещера....