Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Ирина Финк
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра. Образовательная деятельность, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Главной целью по обучению детей дорожной азбуке – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Со второй младшей группы я углубленно работаю над темой «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Во второй младшей группе в беседах я знакомила детей с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями, рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. В этом же возрасте познакомила детей с сигналами светофора, при этом показала значение сигналов светофора, затем закрепила их в играх: «Красный, желтый, зеленый», «Собери машину», «Светофор». Дети с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Мы пешеходы».

В свободное время использовала чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», «Зайка велосипедист», «Умница шумит». Именно с этого возраста начинается подготовка ребенка пожизненной «профессии» участника дорожного движения, - пешехода. Я считаю, что именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

В средней группе я продолжила работу по этой теме. Возраст 4-5 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красиво оформленных картинок, примерами из личного опыта. Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды, поэтому ознакомление детей с правилами дорожного движения я начала с организации предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был создан «Уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки; макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: макет светофора, рули, жезл, «одежда» для полицейского, нагрудные изображения различных видов транспорта. Используя макет дороги, знакомлю детей с такими темами, как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток».

Решение задач по обучению правилам безопасного поведения осуществляется через специально организованную образовательную деятельность познавательного цикла, беседы, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевых прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуации, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок, художественно- продуктивную деятельность.

В процессе образовательной деятельности для более устойчивого внимания детей использую сюрпризный момент. Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначен тротуар проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах поселка. Задаю детям вопросы: часто ли дети бывают на улицах, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Считаю полезным разыгрывать с детьми игровые сюжеты. «Где можно и где нельзя играть детям», «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде». Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход – зебра; светофор). Продолжаю знакомить, что такое светофор, показываю его наглядное изображение, повторяю сигналы. Учу детей различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый, а так же тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, учу детей переходить дорогу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Объясняю, что сигналы светофора помогают и водителям помогают избежать столкновения с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закрепляю представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы, игрушечные машины, куклы - пешеходы.

В средней группе начинаю знакомить с дорожными знаками. Дети знают об их назначении, умеют ориентироваться на них при движении на примере макета «Улица». Далее знакомлю детей с такими знаками, как «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедистов запрещено».

Интересной и эффективной формой работы я считаю организацию сюжетно- ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. В ходе этих игр дети закрепляют полученные знания. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. В группе провожу такие сюжетно - ролевые игры, как «Пешеходы», «Пассажиры», «Автобус».

Во время сюжетно – ролевой игры «Автобус» знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:

Входить в автобус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь.

Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.

Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.

Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим.

Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.

Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

В группе имеются дидактические игры: «Автопарк», «Учим дорожные знаки», «Внимание дорога, «Дорожные знаки», «Транспорт», «Поставьте нужный знак», «Узнай знак» и др.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведется совместно с родителями. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтому я использую следующие формы:

- родительские собрания

- консультации по соблюдению ПДД

- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала

- беседы, раздача буклетов

- папки-передвижки

- анкетирование

- выставки работ на тему «Соблюдаем правила дорожного движения», выполненных детьми совместно с родителями.

Родители принимают участие в этих мероприятиях. Все это заставляет пап мам серьезно взглянуть на воспитание у детей прочных навыков безопасного поведения. В результате совместной работы детского сада и семьи дети становятся более дисциплинированными и ответственными, меньше допускают нарушений правил дорожного движения.

В старшей группе я продолжаю работу по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД. Свою работу я начала с проекта «Азбука дорожного движения».

Работая в группе по данной проблеме, я учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей, стараюсь вызвать желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.

В дальнейшем хочу продолжить работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей через вариативные формы обучения.

Я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа.

Литература.

1. Майрова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003. 2009.

2. Саулина Т. Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

3. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л. ,Стеркина Р. Б., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – пресс», 2002.

4. Рублях В. Э. правила дорожного движения: Учебное пособие для 1 кл. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 1985.

5. Крутецкая В. А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2012.

6. Извекова Н. А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 3-го кл. – 10 изд. – М.: Просвещение, 1086.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 1. Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 2.

Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Ознакомление с ПДД. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Плисова Светлана Анатольевна воспитатель Разделы: Работа с дошкольниками ___ Все мы живем в обществе,.

Консультация для воспитателей «Формирование правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/с № 151 Плисова Светлана Анатольевна "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде» Опыт работы ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ Актуальность В обществе.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 22:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного НОД «Путешествие зайчиков по лесу» в старшей группе
Конспект интегрированного Нод «Путешествие зайчиков по лесу» в старшей группе Цели: создать условие для воспитания уважения, бережного, заботливого...
Фотоотчет «Зимние украшения на прогулочной веранде»
Уважаемые коллеги! К Новому году в нашем детском саду украшаются все прогулочные веранды, групповые помещения, да и весь детский сад! В начале декабря мы...
Фото отчет «Вот и снова Новый год! Детвора его так ждет!»
Здравствуйте, уважаемые гости моей странички! Все, кто помнит мои предыдущие публикации, знают, что в этом году я набрала самых маленьких ребят в нашем...
Каслинское литьё
Каслинское литьё Неповторимый стиль знаменитого каслинского литья славился на рубеже XIX–XX веков не только в России, но и за границей. Урал издавна...
Конспект занятия во второй младшей группе «Праздничная елочка» (рисование)
Цели: рисование и украшение пушистой нарядной елочки; освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Задачи: учить детей рисовать...