МААМ-картинки

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения

Людмила Макарова
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т. д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К другим факторам можно отнести:

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» размещена в разделах

1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень само концентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой, слабая облучённость дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах.

3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач, можно выделить и объективные. К ним относятся: значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его

отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т. п.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

- Формирование координации движения;

- Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

- Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

- Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии: моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций; самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей; интерактивный опрос; коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т. д.

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения

Публикации по теме:

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида ПРОЕКТ "Формирование.

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. «Везде, где есть жизнь, есть и опасность» Эмерсон Безопасность.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Улица полна Неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Проблема обеспечения.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте. Уважаемые коллеги! Мы.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города» Добрый день уважаемые коллеги! Статистика утверждает, что очень часто причинной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Отчет по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Актуальность: Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от стихийных бедствий, от экологических катаклизмов,.

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения О. В. Сидорова воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» дс «Капитошка Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования навыков безопасного.

Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения
Опубликовано: 10 октября 2017 в 19:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД