Папки-передвижки

Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора

Ольга Керстан
Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора

Хочу поделиться с вами уважаемые коллеги своей работой по самообразованию по теме:«Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях по средствам русского фольклора».

Надеюсь, что моя работа пригодиться вам в вашей работе с детьми.

[b]Проект "Это русское раздолье это Родина моя"

Тема самообразования:

«Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях по средствам русского фольклора»[/b]

Публикация «Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора» размещена в разделах

Работая с детьми, в первый год по этой теме, я обнаружила затруднения: дети мало знакомы с фольклором, жизнью и бытом, обычаями и традициями русского народа. Проанализировав тему, я поставила цели и задачи.

Цель: способствовать духовно-нравственному развитию личности ребёнка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к истокам народной культуры.

Задачи: развитие национально - познавательного интереса к культурному населению России; воспитание положительного отношения к традициям своего народа; развитие коммуникативных качеств, инициативы, способности к импровизации.

На основе этого был разработан проект «Это русское раздолье – это Родина моя»

Актуальность проекта

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Мы всё чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждёт их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

О важности того, чтобы ребёнка с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.

Чувство Родины – отношение ребёнка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств – сложный педагогический процесс, участниками которого должны стать родители, дети, педагоги.

По словам К. Д. Ушинского: «Воспитание, чтобы не быть бессильным, должно быть народным».

Анализ средств воспитания, которые сложились в русской народной педагогике и у других народов, показал общность подходов к воспитанию детей. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств её воспитания и обучения приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.

В рамках проекта предполагается знакомство с историей русского народа, начиная с простого – знакомство с фольклором, и прежде всего со сказкой. С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начало любви к своему народу, своей Родине. В рамках данного проекта дети так же познакомятся с историей возникновения народных праздников, игр, забав.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.

Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.

Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.

Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Содержание работы:

Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).

Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).

Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.

Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).

Методы и приёмы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Представление кукольного театра.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы:

Организованные занятия.

Совместная деятельность.

Праздники и развлечения.

Наблюдения в быту и природе.

Организация конкурсов рисунков и поделок

Посещение тематических выставок

Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

1 этап: Знакомство с русским фольклором

Цель: развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

Задачи:

обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы).

познакомить с укладом жизни и быта русского народа.

повысить уровень развития речевой активности.

приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями

Работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

- создание тематических папок с приобщением родителей;

- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

2 этап. Знакомство с историей возникновения вещей и утвари

Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину.

Задачи:

расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;

закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и других, их истории, назначении предметов, их названия;

знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;

знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.

воспитывать эстетическую отзывчивость.

Работа с родителями:

- Консультации: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», "Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство", «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству», «Народные промыслы в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников».

- Анкетирование – «Народное искусство в жизни нашей семьи».

Совместная работа детей и родителей:

- Мастер-классы – «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами», «Веселая мастерская» - изготовление нитяных игрушек, «Лоскуток» - лоскутное шитье.

- Выставки – «Лавка чудес», «Наши мамы рукодельницы».

Разучивание народных игр:

«Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».

3 этап. Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Цель: формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Задачи:

прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

Работа с родителями:

Консультации для родителей на темы: «Приобщаем детей к народным традициям», «Проведение семейного досуга», «Народные праздники», «Почему пекут блины в масленичную неделю?», «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Сказки, рассказанные на ночь», «Колыбельная для малышей», «Игры, хороводы наших бабушек»

Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках:

Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

Сбор семейных реликвий: «Моя семья»; «Наши имена»; «Кем я могу гордиться в моей семье»; «Моя родословная»; «Семейные праздники и традиции»; «Песни, игры, хороводы наших бабушек»; «Откуда произошла моя фамилия?»; «Герб моей семьи».

Конкурсы: «Секреты семейных подарков», «Любимое блюдо моей семьи», «Моя родословная», «Бабушкин сундук»

Родительские собрания «В каждой семье свои традиции»

Задачи:

1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;

3. Повышение педагогической культуры родителей;

4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

4 этап. Знакомство с фольклором и традициями других национальностей

Цель: приобщение детей к культуре разных народов нашей страны, показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежды, речи и т. д. с течением времени; воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны.

Задачи:

Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье

Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре, продолжать знакомить с традициями русского гостепреимства и обычаями народов других национальностей

Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплочённость и дружбу в детском коллективе

Работа с родителями:

Детский семейный праздник «Мы все вместе – одна семья!»

Цель: способствовать воспитанию интереса и уважения к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности, развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Литература:

1. И. Пинкеева «Обычаи и традиции русского народа», «Русские праздники», «Русские народные игры»

2. Н. Костомаров «О жизни, быте и нравах русского народа»

Публикации по теме:

Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова… Оно объясняет.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

«Русские посиделки». Сценарий весеннего праздника с элементами русского фольклора для детей средней группы Действующие лица: Ведущая, Хозяюшка, Домовёнок Кузя – взрослые; гости – воспитанники группы и их родители. Реквизит: русская домашняя утварь,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» Дата проведения 25 июля 2017 г. Конспект познавательного развития в разновозрастной группе (ФЦКМ) 3-7 лет. Тема: «Хлеб в обрядах и традициях.

Конспект развлечение «На бабушкином дворе» для детей 3–4 лет на материале русского фольклора Развлечение «На бабушкином дворе» для детей 3-4 лет на материале русского фольклора. Цель:познакомить детей с элементами русского фольклора;.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Проектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклораПроектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклора Анализ современной ситуации показывает, что дети дошкольного возраста, имеют мало знаний о выдающихся защитниках Отечества, о достижениях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 13:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД