Приложение МААМ

Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе

полунина алиса
Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе"

Составляющие психологической готовности к школе

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе» размещена в разделах

Быть психологически готовым к какой-либо деятельности — это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками, которые позволят успешно осваивать эту деятельность. Что же необходимо для того, чтобы первоклассник научился учиться?

Во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в 1-й класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики рук, хорошие графические навыки.

Во-вторых, умение работать по инструкции взрослого — произвольность. Ребенок должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, но и то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно.

В-третьих, желание быть школьником и учиться — школьная мотивация. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.

Наконец, необходимо умение адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, — социально-психологическая готовность к школе.

Содержание программы

Программа «Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе» — это удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога.

Цель программы: развить познавательную, волевую, мотивационную и социально-психологическую готовность детей к школе.

Задачи:

1. Создать условия для развития произвольности деятельности (умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе); формирования желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать правилам и нормам поведения в школе.

2. Развить познавательную сферу дошкольников : произвольное внимание (повышение объема внимания и способности к его концентрации); память; словарный и понятийный запас; фонематический слух (что немаловажно для обучения письму и чтению); артикуляционный аппарат (значимо для устной и письменной речи); зрительное восприятие (умение ориентироваться на листе, анализировать пространство листа); логическое мышление через тренировку навыков сравнения, обобщения, нахождения общего и отличий, выделения главных и второстепенных признаков; навыки рассуждения, формулировки вывода; творческие способности и воображение; мелкую моторику руки, навыки графической деятельности.

3. Развить социально-психологические умения детей : навыки публичного устного ответа, коллективной работы, самооценивания и взаимооценивания; способность к взаимопониманию и самовыражению; установки на взаимопомощь и взаимоуважение, на позитивное социальное самопроявление.

Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы детского сада. Специального оснащения программа не требует, но обязателен отдельный кабинет для занятий, в котором можно осуществлять разные формы работы с детьми, не мешая другим участникам образовательного процесса.

Программа включает 30 занятий (таблица, которые проводятся два раза в неделю. Продолжительность — 30 мин. Количество человек в группе — не более 15.

Тематическое планирование занятий по программе «Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе»

Тема занятия Цель Содержание занятия

1. «Будем дружить!» Знакомство участников группы Игры: «Знакомство», «Цветы». Упражнение «Солнышко»

2. «Выполняем по правилам» Развить произвольность Упражнение «Раскрась». Физкультминутка. Упражнения: «Скопируй», «По команде»

3. «Помню о правилах» Развить произвольность Игра «“Да”, “нет” не говорить, черное и белое не носить». Физкультминутка. Игра «Хрустальная ваза»

4. «Узоры под диктовку» Развить произвольность Упражнение «Графический диктант». Физкультминутка. Игра «По хлопку»

5. «Будь внимателен» (приложение 1)

Развить произвольное внимание Упражнения: «Кто это, что это?», «Нелепицы». Физкультминутка. Игра «Пол, потолок, нос»

6. «Самые внимательные» Развить произвольное внимание Упражнения: «Только черточки», «Обведи похожий». Физкультминутка. Упражнения: «Дорисуй симметрично», «Слова по кругу». Игра «Передай мяч»

7. «Мы внимательно глядим» Развить внимание и зрительное восприятие Упражнение «Муха». Веселая зарядка. Упражнение «Что перепутал художник». Игра «По команде»

8. «Внимательные глазки, умелые ручки» Развить зрительное восприятие Упражнение «Составь фигуру». Физкультминутка. Упражнение «Третий, седьмой, девятый». Игра «Хрустальная ваза»

9. «Умные глазки» Развить зрительное восприятие Лабиринты: «Яблоко», «Ключи и замок». Физкультминутка. Лабиринты: «Мышонок», «Царевна Лягушка». Упражнения: «Узор под диктовку», «Узор “Слоненок”». Игра «Меняются те, кто…»

10. «Слушаю внимательно, работаю отлично» Развить слуховое восприятие Упражнения: «Кто внимателен», «Повторяй-ка», «Узор по клеткам “Ключ”». Физкультминутка. Упражнение «Один — много». Игра «Озвучим фильм»

11. «Умники и умницы» Развить мышление Игра «Что ты запомнил?». Упражнения «Сходство 1.1, 1.2, 1.3». Физкультминутка. Упражнение «Хлопки»

12. «Думаем и решаем» Развить интеллект Игра «Вспомни друга». Упражнение «Сходство 2.1, 2.2, 2.3». Физкультминутка. Упражнение «Ритм»

13. «Рассуждаю и понимаю» Развить мышление Упражнения: «Повторяй-ка», «Слова по кругу», «Отличия 1.1, 1.2, 1.3». Физкультминутка. Упражнение «Повтори за ведущим»

14. «Мыслим и видим» Развить интеллект Упражнения: «Кляксы», «Отличия 2.1, 2.2, 2.3». Физкультминутка. Игра «Самый…»

15. «Высокий интеллект» Развить мышление Игра «Ракушки». Упражнение «Пересечение 1.1, 1.2, 1.3». Физкультминутка. Игра «Меняются те, кто…»

16. «Рассуждаем, понимаем» Развить интеллект Упражнения: «На букву», «Повторяй-ка», «Пересечение 2.1, 2.2, 2.3». Физкультминутка. Пантомима «Что я люблю делать»

17. «Юные творцы» Развить творческие способности Упражнения: «Повторяй-ка», «Не может быть», «Чего не хватает?». Физкультминутка. Упражнение «Незаконченный рисунок». Игра «Меняются те, кто…»

18. «Талантливые художники» Развить творческие способности с помощью визуальных задач Упражнения: «Дорисуй узоры», «Повторяй-ка», «Мягкий — твердый». Физкультминутка. Упражнения: «Спрятавшиеся звери», «Дополни изображение». Игра «Лишний стул»

19. «Мастера запоминания» Развить память Упражнения: «Угадай предмет», «Зрительная память». Физкультминутка. Упражнение «Нарисуй по памяти картинку». Игра «Хрустальная ваза»

20. «Я все помню!» Развить память Упражнения: «Ритм», «А что еще?», «Запомни и найди». Физкультминутка. Игры: «Разведчики», «Мигалки»

21. «Говорим правильно» (приложение 2)

Развить речь, артикуляционный аппарат, понятийный запас Упражнения: «Повторите звуки», «Укрась слово», «Скороговорки», «Найди общий признак». Физкультминутка. Игра «Передача воображаемого предмета»

22. «Решение задач» Развить логическое мышление Упражнения: «Сигнальщики», «Ласковое название», «Найди девятый». Физкультминутка. Игра «Инициатор движения»

23. «Умные слова» Развить речь Упражнение «Повторяй-ка». Игра «Сказка с ошибками». Физкультминутка. Упражнение «Бывает — не бывает». Игра «Путаница»

24. «Мы много знаем!» Развить понятийный запас Упражнение «Быстро назови». Игра «Кто больше». Физкультминутка. Игра «Карлики и великаны»

25. «Исключи лишнее» Развить логическое мышление Упражнение «Повторяй-ка». Игра «Четвертый лишний». Физкультминутка. Упражнение «Придумайте задание». Игра «Космонавты»

26. «Творческие натуры» Развить воображение Упражнения: «Топ-хлоп», «Дорисуй и раскрась». Физкультминутка. Игра «Успей подобрать»

27. «Школьник и дошкольник» Познакомить с правилами школьной жизни Беседа «Школьник и дошкольник». Упражнение «Урок или перемена». Физкультминутка. Упражнение «Что в портфеле». Игра «Шишки, желуди, орехи»

28. «Самый лучший первоклассник» Познакомить с правилами школьной жизни Беседа «Самый лучший первоклассник». Физкультминутка. Упражнение «Для чего ходят в школу». Игра «Лишний стул»

29. «Оценка» Познакомить с правилами школьной жизни Упражнение «Правила поведения в школе». Физкультминутка. Беседа «Первые оценки». Игра «Снежинки»

30. «Учимся работать дружно» Развить умение сотрудничать Упражнения: «Один или два», «Делаем вместе». Игра «Цепочка». Физкультминутка. Игра «Воображаемый подарок»

Занятия рассчитаны, в первую очередь, на детей, испытывающих адаптационные трудности при поступлении в школу : нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении школьной программы. Но по желанию родителей занятия могут быть предложены и благополучно адаптирующимся детям

Приложение 1

Занятие 5. «Будь внимателен!»

Задачи:

1. Развить произвольное внимание.

2. Повысить скорость ответа, формировать умение быстро актуализировать знания.

3. Развить речь.

4. Тренировать навыки публичного устного ответа.

5. Развить мелкую моторику рук.

6. Сплотить коллектив.

Материал: маленький мяч, картинки «Нелепица» (по числу детей, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Упражнение «Кто это, что это?»

Педагог-психолог : Ребята, мы сегодня будем тренировать внимание. Я прошу вас сейчас осмотреть все-все вокруг: и наш кабинет, и других ребят. Теперь я буду быстро бросать мяч кому-то из вас и задавать вопрос. Тот, у кого мячик, должен как можно быстрее ответить на мой вопрос. Понятно?. Начинаем!

Назови и покажи мне: что-то в кабинете, имеющее красный цвет (мальчика с серыми глазами; что-то из стекла; мальчика, у которого на одежде есть пуговицы; что-то тяжелое; то, что может открываться и закрываться; то, чего не бывает в обычной квартире; то, что можно легко передвинуть на другое место; что-то белого цвета; девочку с косичкой; и т. п.).

2. Упражнение «Нелепица»

Детям выдаются по две картинки «Нелепица». Первой педагог-психолог показывает черно-белую картинку и просит детей найти такую же.

Педагог-психолог : Ребята, посмотрите внимательно на эту картинку. Она называется «Нелепица». Как вы думаете, почему?. Правильно! Потому что на ней нарисованы нелепые события: то, чего не может быть. Кто нашел что-то нелепое? Поднимаем руку, отвечаем…

Картинка к упражнению

Педагог-психолог следит за тем, чтобы дети давали ясные, полные, развернутые ответы с обоснованием того, почему относят деталь к нелепицам.

Затем детям предлагается цветная картинка.

Педагог-психолог : Вторая картинка у нас посложнее. Ищем нелепицы! Кто хочет ответить?. А теперь возьмите цветные карандаши и аккуратно обведите на ваших картинках все нелепицы.

3. Физкультминутка

Детям предлагается сделать зарядку для пальчиков «Борцы» — сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». То же самое сделать и с другими парами пальцев, приговаривая:

Цы-цы-цы,

Борются борцы.

Затем выполняется упражнение «Черепаха» : подушечками пальцев и нижней частью ладошки нужно коснуться стола, вытянуть указательный палец с упором на стол и потянуть весь «домик», потом подвигать остальными пальцами, имитируя ползание черепахи, приговаривая:

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят черепахи.

4. Упражнение «Пол, потолок, нос»

Дети встают в круг. По команде педагога-психолога «пол» они указывают пальцем на пол (педагог-психолог показывает — как, «потолок» — на потолок, «нос» — дотрагиваются до носа.

Педагог-психолог : Вы должны смотреть на меня и слушать. Я буду давать команды, что-то показывать. Например, я скажу «пол» и покажу на пол. Но могу при этом показать и на потолок или на нос, чтобы сбить вас. Ваша задача — не сбиться. Кто собьется — выходит из круга.

Приложение 2

Занятие 21. «Говорим правильно»

Задачи:

1. Развить фонематический слух.

2. Улучшить дикцию, развить навыки публичного ответа.

3. Развить мышление — умение выделять и называть общий признак между двумя понятиями.

4. Развить коммуникативные навыки.

Материал: маленький мяч.

Ход занятия

1. Упражнение «Повторите звуки»

Детям предлагается четко и громко повторять за педагогом-психологом следующие звуки :

Ха, хо, ху, хэ, хы, ах, ох, ух, эх, ых.

Аха, охо, уху, эхэ, ыхы.

Хва, хво, хву, хвэ, хвы.

Хло, хлу, хли, хлы, хлю, хлэ.

За-за-за. Зу-зу-зу. Зэ-зэ-зэ.

Зы-зы-зы. Зю-зю-зю.

Аль-оль-уль-ыль.

Яль-ёль-юль-иль-ель.

Лю-ля-ли-ле.

Бра, вра, гра, кра.

Бру, гру, пру, кру, тру, фру.

2. Упражнение «Укрась слово»

Педагог-психолог : Сядем в круг. Сегодня мы начнем с того, что будем украшать слова — то есть подбирать к ним различные определения. Например, придумайте определения к слову «мама». Мама — она какая?. Да, добрая, красивая, умная, веселая. Это и есть определения.

Я называю вам слово и передаю мяч первому человеку в нашем круге. Он называет определение и передает мяч соседу. Тот придумывает новое определение к слову, и так далее. Итак, начинаем! Осень… (дом, цветок, собака, еда, мультфильм).

При необходимости педагог-психолог наводящими вопросами помогает детям находить определения к заданным словам, например: «Осень… Какая она?».

3. Упражнение «Скороговорки»

Педагог-психолог : Сейчас мы будем произносить скороговорки. Я произношу скороговорку, вы по очереди по кругу повторяете ее за мной. Тот, кто сбился, быстро встает со стула, трижды хлопает в ладоши и садится на стул. Начали!

Материал к упражнению

У елки иголки колки.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Водовоз вез воду из водопровода.

Подал грабли крабу краб.

Саша шапкой шишку сшиб.

Сорока со скоросоковыжималкой.

4. Упражнение «Найди общий признак»

Педагог-психолог называет пару слов и бросает мяч одному из детей. Тот, кто поймал мяч, должен назвать общие признаки этой пары слов: кошка и собака (мама и папа, машина и самолет, вишня и банан, стрекоза и вертолет, зонт и цветок, ваза и люстра, вода и бензин, зуб и глаз, комар и пуля, соль и вода).

5. Физкультминутка

Педагог-психолог :

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(Потягивания — руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивания — руки вверх.)

6. Игра «Передача воображаемого предмета»

Дети по кругу передают воображаемое нечто (это может быть мяч, котенок, вода, мороженое, при этом «изменяя» его форму, вес, размеры, показывая пантомимикой и мимикой свое отношение к нему.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 14:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем полунина алиса (УИ 1662127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД