Папки-передвижки

Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края

Наталья Шкрабова
Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Важнейшим периодом становления личности человека - дошкольное детство.

В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Создавая для детей теплую, уютную атмосферу, как дома, так и в дошкольном учреждении, начинаем работу по духовно- патриотическому воспитанию со 2 младшей группы. Когда почти каждый день ребенка в детском саду или дома, наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, мы обязательно увидим заинтересованные глаза, услышим вопросы, касающиеся окружающегося. Ведь с воспитанием чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование.

Публикация «Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края» размещена в разделах

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников.

С 1 года до 3 лет

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т. д.

С 3 до 4 лет

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности.

С 4 до 5 лет

После 4 лет развитие познавательных способностей дошкольников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.

Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты.

Задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.

Реализуя региональный компонент ООП ДО в ДОУ патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности воспитанников

Цель освоения первоначальных представлений социального характера и включение воспитанников в систему социальных отношений проводится на основе задач формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств через развитие познавательного интереса к истории и культуре Родного края. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре Кузбасса, гражданской идентичности «Я-житель Кузбасса» на основе изучения особенностей родного края, родной страны путем формирования интегративных качеств ребенка-дошкольника.

. Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей «малой Родине», побуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе. Содержание работы должно быть выстроено по принципам от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Можно организовать развивающую среду, начиная со старшей дошкольной группы, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровнем активности, посредством которой дети знакомились бы с родным городом. Создать условия для развития познавательной активности, а это значит, что необходимо на протяжении всего времени поддерживать у дошкольника интерес. Интерес возникает у ребенка тогда, когда присутствует в среде новизна. В этой связи она в течение года должна была мобильной, неоднократно меняться.

Это создание уголков:

- русской культуры (Художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка и т. д. ; народные музыкальные инструменты, кукла в народном костюме, произведения декоративно-прикладного искусства);

- мини - музей;

- уголок государственной символики (Символы России - герб, флаг, гимн). Наглядный материал (фотографии города, открытки, репродукции картин русских художников и т. д.).

Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои традиции и обычаи. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках, экскурсиях, чтение произведений детской литературы. Организация просмотра слайдов и видеофильмов о родном поселке позволяет «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях. Пережить чувство удивления, восхищения. Дети включаются в празднование событий, связанных с жизнью города.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. 12 Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявление любознательности детей, самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значение символов на гербе города. Педагог вовлекает детей в игры – путешествия по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию. Включает детей в игры, экспериментирование и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности. Побуждает детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей). Организовывает участие детей в жизни родного города : в его традициях, праздниках, содействует эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия по ознакомлению детей с родным краем проводятся во всех группах детского сада.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации программы по экологическому воспитанию дошкольников. Ведь в каждом месте нашей страны - своя чистая река, или ручеек, или что-то, что присуще только этому месту, что любят все его жители, включая самых маленьких.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дети учатся, играя. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием.

Детское экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые, три года – практически единственным способом познания окружающего мира.

Проведение праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:

- народные и фольклорные праздники: Масленица, праздник Урожая;

- государственно - гражданские праздники: День защитника Отечества, День Победы, Новый год.

- международные праздники : День матери, Международный женский день, День защиты детей;

- Рассказываем детям о православных праздниках - Пасхе, Рождестве христовом.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой,, сопровождаются интересной игрой, различными сюрпризами и подарками.

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника.

Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Таким образом, очень важно через различные формы и методы работы по патриотическому воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изучить родной край, тем самым сформировать у них познавательный интерес через ознакомление с историей родного края.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края
Опубликовано: 5 июля 2020 в 14:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шкрабова (УИ 11644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД