Наталья Шкрабова
Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Важнейшим периодом становления личности человека - дошкольное детство.
В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Создавая для детей теплую, уютную атмосферу, как дома, так и в дошкольном учреждении, начинаем работу по духовно- патриотическому воспитанию со 2 младшей группы. Когда почти каждый день ребенка в детском саду или дома, наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, мы обязательно увидим заинтересованные глаза, услышим вопросы, касающиеся окружающегося. Ведь с воспитанием чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование.
Публикация «Формирование у дошкольников познавательных способностей посредством приобщения к истории родного края» размещена в разделах
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.
Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников.
С 1 года до 3 лет
Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т. д.
С 3 до 4 лет
К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности.
С 4 до 5 лет
После 4 лет развитие познавательных способностей дошкольников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию.
С 5 до 7 лет
В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты.
Задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
Реализуя региональный компонент ООП ДО в ДОУ патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности воспитанников
Цель освоения первоначальных представлений социального характера и включение воспитанников в систему социальных отношений проводится на основе задач формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств через развитие познавательного интереса к истории и культуре Родного края. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре Кузбасса, гражданской идентичности «Я-житель Кузбасса» на основе изучения особенностей родного края, родной страны путем формирования интегративных качеств ребенка-дошкольника.
. Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей «малой Родине», побуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе. Содержание работы должно быть выстроено по принципам от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Можно организовать развивающую среду, начиная со старшей дошкольной группы, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровнем активности, посредством которой дети знакомились бы с родным городом. Создать условия для развития познавательной активности, а это значит, что необходимо на протяжении всего времени поддерживать у дошкольника интерес. Интерес возникает у ребенка тогда, когда присутствует в среде новизна. В этой связи она в течение года должна была мобильной, неоднократно меняться.
Это создание уголков:
- русской культуры (Художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка и т. д. ; народные музыкальные инструменты, кукла в народном костюме, произведения декоративно-прикладного искусства);
- мини - музей;
- уголок государственной символики (Символы России - герб, флаг, гимн). Наглядный материал (фотографии города, открытки, репродукции картин русских художников и т. д.).
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои традиции и обычаи. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках, экскурсиях, чтение произведений детской литературы. Организация просмотра слайдов и видеофильмов о родном поселке позволяет «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях. Пережить чувство удивления, восхищения. Дети включаются в празднование событий, связанных с жизнью города.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.
Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. 12 Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявление любознательности детей, самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значение символов на гербе города. Педагог вовлекает детей в игры – путешествия по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию. Включает детей в игры, экспериментирование и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности. Побуждает детей к собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей). Организовывает участие детей в жизни родного города : в его традициях, праздниках, содействует эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия по ознакомлению детей с родным краем проводятся во всех группах детского сада.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации программы по экологическому воспитанию дошкольников. Ведь в каждом месте нашей страны - своя чистая река, или ручеек, или что-то, что присуще только этому месту, что любят все его жители, включая самых маленьких.
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дети учатся, играя. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием.
Детское экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые, три года – практически единственным способом познания окружающего мира.
Проведение праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:
- народные и фольклорные праздники: Масленица, праздник Урожая;
- государственно - гражданские праздники: День защитника Отечества, День Победы, Новый год.
- международные праздники : День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- Рассказываем детям о православных праздниках - Пасхе, Рождестве христовом.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой,, сопровождаются интересной игрой, различными сюрпризами и подарками.
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника.
Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Таким образом, очень важно через различные формы и методы работы по патриотическому воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изучить родной край, тем самым сформировать у них познавательный интерес через ознакомление с историей родного края.