Получи документы

Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»

Бутлицкая Елена
Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»

«ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Введение

Актуальность темы формирования толерантного поведения подрастающего поколения не вызывает сомнений в силу того, что системные кризисы, которые испытала наша цивилизация на рубеже XXI века, требуют оперативного решения проблем во всех направлениях, в частности и во взаимоотношениях между людьми различных наций, культур, вероисповедания и социальных групп.

Публикация «Проект для учащихся старшего школьного возраста „Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде“» размещена в разделах

В последние годы тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разнообразных проблем, связанных с отношениями людей.

В связи с национальными конфликтами на территории Российской Федерации и активной миграцией населения остро обозначилась проблема выживания, которая заставляет задуматься о характере складывающихся взаимоотношений между людьми различных культур, наций и социальных групп, поскольку, именно от характера отношений зависят возможности сохранения мира и жизни на Земле.

Особенность формирования толерантности, учащихся заключается в том, что процесс формирования толерантного сознания происходит не только на специально организованных занятиях, но и в большей степени в повседневной жизни, в процессе общения со сверстниками и педагогами. А в коллективе спортсменов – подростков, имеющих разные национальности, собранных под одной крышей образовательного учреждения и нацеленных на агрессивное достижение спортивных побед эта проблема приобретает особую актуальность.

На основе изучения современных подходов к решению данной проблемы построено исследование особенностей воспитания толерантности подростков-спортсменов 14-16 лет средствами социально – культурной деятельности в колледже олимпийского резерва.

Цель проекта :

Создание условий для формирования толерантной личности

Задачи проекта :

1. Развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

2. Формирование опыта коллективной деятельности.

3. Выработка правил толерантного поведения в социуме.

4. Повышение культуры общения подростков.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца (февраль, март, апрель).

Предусмотрено 4 этапа реализации проекта :

• подготовительный (определение темы и целей проекта)

проектировочный (построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, определение источников информации).

• исследовательский (сбор информации, решение промежуточных задач). Основные инструменты: опросы, анкетирование, наблюдения.

• рефлексивно-оценочный (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

В рамках реализации проекта предусмотрено :

• проведение серии классных часов о толерантности;

• диагностика подростков с целью выявления уровня их толерантности;

• тренинги;

• внедрение правил толерантного общения в практику социальных отношений.

По окончанию проекта подростки смогут :

• определиться с жизненными приоритетами;

• выстроить свою активную жизненную позицию;

• справляться с трудными ситуациями;

• налаживать контакты со сверстниками и старшими товарищами;

• находить пути выхода из конфликтных ситуаций;

• самостоятельно принимать решения.

Методы и организация реализации проекта

Проект реализовывался в Санкт-Петербургском бюджетно образовательном учреждение среднего профессионального образования «Колледжа Олимпийского резерва №1» с детьми старшего школьного возраста.

Принимали участие 30 человек.

Методы реализации проекта :

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

• анализ психолого-педагогической литературы;

• педагогические наблюдения;

• анкетирование;

• опрос;

• беседы;

• методы математической статистики.

Работа проходила в четыре этапа.

1. На подготовительном (мотивационном) этапе была определена тема, цели и задачи проекта.

2. На проектировочном (планирующем) этапе изучалась литература по проблеме исследования, определялись источники информации.

3. На исследовательском (информационном) этапе проводилась диагностика подростков с целью выявления уровня их толерантности. Для исследования применялась диагностика Клепцовой Е. Ю., апробированная на 2780 респондентах. Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 25% подростков, средний уровень у 40%, и высокий уровень терпимого отношения к субъектам реальности показали 35% детей.

Также была проведена диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень толерантности имели 20% детей, средний уровень 60 % опрошенных и высокий уровень развития толерантности показали 20% подростков.

Далее был составлен план мероприятий, способствующих развитию толерантности.

Проводились классные часы, тренинги, ролевые игры и психотехнические упражнения.

После проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика подростков. Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 10% подростков, средний уровень имели 48% подростков и терпимое отношение к субъектам реальности показали 42% детей.

Также была проведена повторная диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень развития толерантности показали 10% детей, средний уровень 50% и высокий уровень 40%.

4. На аналитическом (рефлексивно-оценочном) этапе были выявлены изменения уровня развития толерантности, обработаны результаты эксперимента и подведены итоги.

Заключение

Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

В результате проведенных мероприятий можно сделать вывод о том, что программа по повышению уровня толерантности обучающихся «Колледжа Олимпийского резерва №1» оказалась эффективной. Улучшились взаимоотношения между детьми, сплотился коллектив.

Коллектив становится настоящей семьей, когда из россыпи характеров возникает содружество.

Литература:

1. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания : культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. -67с.

2. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. – 56с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 1996. — 234с.

4. Асмолов А. Г. Слово о толерантности. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности : науч. -публицист. вестник / гл. ред. А. Г. Асмолов. М. : МГУ, 2001. № 1.- 5с.

5. Баскакова Е. В. Психологические исследования и диагностика толерантного сознания на экспериментальных площадках Москвы. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С. К. Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 251-268.

6. Бондырева С. К. Толерантное сознание : проблемы формирования и воспитания. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С. К. Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 31-40.

7. Вафина Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи // Преподавание истории в школе. – 2004. - N 3. – 25с.

Публикации по теме:

Формирование основ экологического сознания у детей среднего возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Формирование основ экологического сознания у детей средней возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц».

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Мы все разные» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Мы все равные» Цели: развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать.

Кинолекторий для учащихся среднего и старшего школьного возраста «С книжных страниц на большой экран» МКОУ «Издешковская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области Литературный кинолекторий «С книжных страниц.

Сценарий внеурочного мероприятия по безопасности движения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Конспект внеурочного мероприятия по безопасности движения для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста квест «Бегущий.

Мастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возрастаМастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возраста Мастер-класс:"Пасхальный сувенир" с пошаговыми фотографиями. Предлагаю попробовать создать забавного цыпленка из одноразовой ложки. Такой.

Новогодний праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Новогодние приключения» Новогодние приключения Новогодний праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Под музыку выходят дети в карнавальных.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде» Опыт работы ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ Актуальность В обществе.

Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа имеет художественную направленность и раскрывает основы изучения классического танца. Новизна и.

Сценарий конкурсной развлекательной программы для учащихся старшего школьного возраста «Любовь с первого взгляда»Сценарий конкурсной развлекательной программы для учащихся старшего школьного возраста «Любовь с первого взгляда» Ведущая: - Здравствуйте, дорогие «Валентины» и «Валентинки»! Я приветствую всех собравшихся и хочу пожелать в этот чудесный день всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»
Опубликовано: 26 октября 2018 в 20:10
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД