Светлана Прэдэ
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
-Учить решению проблемы игровыми способами
-Продолжать формировать представление о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
-Продолжать формировать представления о последовательности частей суток, дней недели, времен года и правильно их называть.
Публикация «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Закреплять и углублять представления о таких временных отрезках времени как : «утро», «день», «вечер», «ночь», умения определять дни недели по признаку деятельности человека.
- Продолжать формировать представления у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.
- Речевая задача: обучать составлению сложноподчиненных предложений, с союзом, потому что.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать у детей речь, точно и чётко отвечать на поставленные вопросы.
- Совершенствовать умение у детей работать с картинками-моделями.
-Развивать у детей желание помочь сказочному герою, проявив при этом знания временных представлений.
-Воспитывать чувство коллективизма, дружбу и сотрудничество.
Материал: сундучок с карточками геометрических фигур разного цвета на них задания, карточка моделей время суток (карточка с четырьмя точками (1, карточки модели дней недели с семью точками (1, лампа; раздаточный материал-картинки соответствующие временам года, свиток с загадками; диск с записью голоса Джина и музыкой,
Образовательные области: Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» природный мир, «Речевое развитие»
Вид НОД: интегрированное.
Формы образовательной деятельности НОД: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа :
-беседа;
-наблюдение;
-чтение художественной литературы;
-заучивание загадок, стихотворений, песен;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-игры: дидактические, словесные, развивающие, подвижные;
-изо - деятельность: рисунки, аппликации.
Методы и приемы:
-Художественное слово (загадки).
-Дидактические игры.
-Вопросы.
-Методические пособия.
-Сюрпризный момент.
Ожидаемый результат:
-Заинтересованность, непринужденность детей.
-Активное участие детей на протяжении всей деятельности.
-Проявление детьми знаний и умений.
-Позитивное настроение детей.
Индивидуальная работа:
-уделять внимание застенчивым и малоактивным детям;
-при необходимости увеличить нагрузку более способным и активным детям.
Ход: Дети входят в группу здороваются.
Организационный момент: Упражнение: «Доброе утро»
Воспитатель:
Придумано кем-то, просто и мудро
При встречи здороваться-Доброе утро!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым–
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята как часто мы говорим и слышим вчера, сегодня, завтра?
Ответы детей :….
Воспитатель: А День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Воспитатель: А скажите вчера это уже прошедшее время или уже наступило (аналогичные вопросы про сегодня, завтра)
Ответы детей :….
Воспитатель: Молодцы!
Присаживайтесь на стулья.
Воспитатель: А сейчас, найдите в группе два предмета которых не было вчера, а сегодня появились, посмотрите вокруг. (Дети осматриваются и находят лампу и сундучок.)
Ответ детей :…
Воспитатель: Откуда они к нам попали? Зачем? Кто их нам принес? Давайте сядем на места и решим, что нам с ними делать дальше, чтобы раскрыть тайну.
(Дети рассаживаются на свои места, воспитатель берет лампу в руки и рассматривает ее)
Воспитатель: Какая гладкая, внутри пустая, старинная.
(воспитатель трет лампу рукой-раздается музыка загадочная -музыка закончилась и голос из лампы.)
Джин: Как долго я спал, кто разбудил меня? Где я?
Воспитатель: Это мы, дети из детского сада "Белоснежка"
Джин: Как здорово! А я - Джин! Зачем вы потревожили меня? Верните меня обратно в лампу, я хочу вернуться в свою страну прошлого времени, но без вашей помощи мне туда никак не вернуться.
Воспитатель: А что мы для этого должны сделать?
Джин: Вы должны выполнить несколько заданий. Откройте сундучок!
Воспитатель: (На столе стоит сундучок, воспитатель пытается открыть сундучок) Ой, он не открывается!
Джин: А, вы ответьте на несколько вопросов, сундучок и откроется.
Воспитатель: Вы готовы помочь Джину?
Ответ детей :…
Словесная игра “Доскажи словечко”.
(Воспитатель начинает строчку стихотворения, а дети заканчивают в рифму).
Сколько в небе солнц? – (одно)
Днем засветится – (оно)
Сколько в небе лун? – (одна)
Вечером встает – (она)
Сколько месяцев? – (один)
Ну, а звезд, их сколько – (много)
В небе звездная – (дорога)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы пора открыть сундучок. Ура сундучок открылся!
Джин: Загляните в него. Вы должны ответить на все вопросы волшебного сундучка, чтобы справиться с заданием иначе я без вашей помощи не попаду в свою страну прошлого. Желаю Вам удачи!
(Задания из сундучка читает воспитатель Работа с моделями части суток и картинками Режим дня)+
1 задание: Найдите часть с четырьмя точками (воспитатель зачитывает загадку и прикрепляет на мольберт модели части суток)
Загадки
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Воспитатель: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?
Ответы детей : В загадках говориться о частях суток.
Воспитатель: А сколько частей в сутках?
Ответ: В сутках четыре части.
Воспитатель: Кто перечислит части суток.
Ответы детей : Утро, день, вечер, ночь.
«Подвижная игра «Что мы делаем?» ко времени суток»+
Воспитатель: А сейчас мы вспомним, что мы делаем в течении всего дня, подходите ко мне разделимся на четыре команды, у капитанов команд модели части суток, они встают в обручи (или за столы).
Воспитатель: Я сейчас раздам карточки, и вы должны подобрать соответствующую картинку ко времени суток.
(Присаживаются)
2 задание: +
Найдите часть с семью точками.
Загадка:
Семеро братиков любят ходить
Быстро, но в очередь, а не гурьбой,
Только за первым хочу проследить,
Как уж последний идет – выходной.
Ответы детей ---(Дни недели)
Воспитатель: Сколько дней в неделе? (7)
1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность.
2. Определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактическая игра «Фанты-Назови день недели» -(сидим на стульях, я сама раздаю детям они выставляют на мольберт)
Воспитатель: Этот фант получит тот, кто правильно отгадает загадку.
Правила игры:
3. Затем загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели. По мере отгадывания загадок дети держат фанты у себя в руках. Воспитатель загадывает загадки.
Загадки:
1. Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется… (понедельник).
2. Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник!»)
3. Третий день не ерунда,
Как зовется он… (среда).
4. День четвертый день отверг,
Как зовется он… (четверг).
5. Пятый день – опрятница,
Как зовется… (пятница).
6. День шестой – конец работы,
Как зовется он (суббота).
7. А седьмой день – всем веселье,
Как зовется… (воскресенье).
Подвижная игра «Живая неделька»
(Детям раздают карточки дней недели. По сигналу воспитателя «дни» строятся в правильном порядке и называют свое имя (я понедельник, я вторник, я среда, я четверг, я пятница, я суббота, я воскресенье) Для проверки «дни недели» держат свои карточки лицевой стороной к группе.)
Дидактическая игра «Неделька»
Воспитатель: Молодцы, а сейчас передайте карточки другим ребятам. Ваша выстроить неделю на мольберте в правильном порядке.
(Дети повторяют названия дней недели и выкладывают на мольберте последовательно неделю из карточек с определенным количеством кругов)
Присели
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Ребята вы заметили, что каждый день недели имеет свой цвет, а запомнить нам поможет наша скороговорка (Каждый Охотник Желает Знать. Где Сидит Фазан)-повторяют.
3 задание:
Воспитатель: Найдите часть с четырьмя треугольниками желтого, синего, красного, зеленого цвета и отгадайте загадки.
(Воспитатель загадывает загадки на соответствующих треугольниках и прикрепляет на мольберт)
Загадки
Кто, скажи мне милый друг,
Красит белым всё вокруг,
И деревья, и дома?
Это — зимушка -… (ЗИМА)
Стало солнышко теплей,
Зажурчал в лесу ручей,
Вся природа расцветает,
Время года кто узнает? (ВЕСНА)
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (ЛЕТОМ)
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)
Воспитатель: Молодцы загадки отгадали, а про что загадки?
Ответы детей : Про времена года.
Воспитатель: давайте перечислим их еще раз. Перечисляют-зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом времени года по три месяца.
Ответы детей : ….
Воспитатель: Давайте назовем месяцы весны. (дети называют март, апрель, май)
Воспитатель: Как называются месяцы лета. (июнь, июль, август)
Воспитатель: Скажите, как называются месяцы осени. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Давайте перечислим месяцы зимы. (декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: Молодцы, подходите к столу (или к большой доске) я хочу с вами поиграть в одну интересную игру, которая называется «Время года-Когда это бывает?»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек-Когда это бывает?»
(карточки, соответствующие временам года)
Цель: развить у детей внимание, мышление, связную речь.
Ход игры: Детям предлагают игровое поле, разделенный на четыре части с изображением времен года. Ребенок берет по одной карточки, показывает детям и говорит, например: (Я думаю, что это время года осень, потому что …., кладет карточку на игровое поле, к соответствующей части времени года.
Рефлексия: (подходят к воспитателю)
Воспитатель: Ну вот ребята мы справились со всеми заданиями, теперь Джин может отправляться в свою страну прошлого, а для этого нам нужно назвать месяц, время года, время суток и день недели, в который я у нас появился.
Ответы детей…
Воспитатель: Вы молодцы на этом наше приключения закончились и Джин отправился в свою страну прошлого, он нас поблагодарил и подарил нам во такой календарь, который называется «Времена года».