МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Марина Жугина
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в младшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста выделила следующие задачи:

1. Знакомить детей с характерными особенностями времен года.

2. Формировать умение у детей узнавать домашних и диких животных, называть их и их детёнышей.

3. Дать представления о свойствах воды, песка, снега.

4. Развивать у детей эмоционально положительное, бережное отношение к живой природе.

Для успешного решения этих задач мною было разработано тематическое планирование, в котором отражены различные формы работы (беседы, целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы, эксперименты с песком, водой, снегом).

В группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, библиотека, муляжи овощей и фруктов,дидактические, настольно - печатные игры, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных. Также в группе имеется уголок для экспериментирования, где с детьми можно проводить опыты с водой и песком.

Игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимания, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию. Формирует у ребенка представления об окружающем мире. Развивает мелкую моторику, глазомер. Успокаивает, расслабляет и снимает психическое напряжение. Позволяет проявлять выдумку, творчество, фантазию («Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук»).

Игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. Они способствуют развитию, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления. Формируется способность к наблюдению, развиваются навыки исследовательского поведения, они учатся делать простые умозаключения, суждения, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности. («Про маленькую капельку», «Тонет, не тонет, плавает»)

Экологические игры и упражнения для младшего дошкольного возраста способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь. Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качество предмета, повадки животных использую стихи, потешки, поговорки, пословицы. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер. Времена года живут как одушевленные существа.

Знакомство с окружающим миром начинаю с наблюдений. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, помогаю понять увиденное. Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» Проводила практическую деятельность: посадка лука. Наряду с наблюдениями для расширения представление детей о доступных явлениях и предметах использовала игры : дидактические, подвижные, творческие, театрализованные. Младшие дошкольники помогали мне ухаживать за комнатными цветами. Труд малышей происходил под моим наблюдением, я помогала малышам, если они в чём-то затрудняются. На основе наблюдения за явлениями природы учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.

Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где поместила материал экологического содержания. Подготовила консультацию: «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Были предложены экологические игры от 2 до 4 лет, которые способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей («Собери снеговик», «Найди детёныша для мамы», «Достань камешек», «Теплый – холодный» и т. д.)

Родителям группы было предложено просмотр игры-занятия «Волшебный песок».

При проведении занятия дети наблюдали, что песок рассыпается, высыпается. Если песок намочить, то из него можно лепить «пирожки». Также на занятие с детьми мы рисовали песком на световом планшете. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Является прекрасным средством развития и саморазвития детей, развития творческого потенциала. Формирует коммуникативные навыки через тренировку мелкой моторики рук, координацию движения, пластику (стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь). Способствуют снятию эмоциональное напряжение у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.

Своим опытом работы поделилась с педагогами нашего ДОУ и города. В марте 2016 года мною было проведено игровое занятие «Весенняя прогулка». Целью этого занятия было формирование представления детей о весне, с её характерными признаками. Использовалась аудиозапись «Звуки природы» и техника рисования ватными палочками.

В дальнейшем планирую продолжить работать по данной теме. Провести проект ««Золотая осень». Ознакомить детей с природой. Дать элементарные представления об осени как времени года. Формировать бережное отношение к природе. Развивать творчество.

В рамках экологической тропы на участке нашей группы планирую разработать зону «Деревенский дворик». Для знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, их особенности внешнего облика, поведения, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Матвеевская Л. М. Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в статье.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста Консультация. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста. Сенсорное развитие - это формирование новых. Несуществующих.

Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье.Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье. Цель работы – рассмотреть методику формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Нравственное воспитание:.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями. «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями» «Может быть, дети еще не могут осмыслить природу.

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2016 в 22:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД