Получи документы

Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования

Татьяна Назарова
Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования

1. Экологическое воспитание по программе С. Николаевой.

Чтобы знать, как относятся дети к окружающему миру и оценить степень экологической воспитанности, в каждой группе, с учётом психологических особенностей детей данного возраста.

Проведя мониторинг в сентябре, педагог строит свою работу с учётом результатов мониторинга,ведя индивидуальный подход к детям.

Публикация «Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования» размещена в разделах

В младших группах часто используются игровые персонажи, игровые обучающие ситуации, диалоги от лица персонажа. Игровой приём используется и в трудовых действиях, и в исследовании чего-либо, и в наблюдении, а также при решении дидактических задач в дидактических играх.

Чтобы выяснить знания о животных, растениях, проводятся индивидуальные беседы с использованием предметных картинок.

К трудовым действиям привлекают сначала тех детей, кто проявляет к этому интерес(«Покормим птичку, рыбку; уберёмся в уголке природы» и т. д.) и только потом то, кто никак не проявил себя ранее.

Чтобы довести до сознания детей : растения живые, им нужен уход, чтобы сформировать правильное отношение детей к растительному миру, придётся последовательно и многократно объяснить, показывать, что растения пьют, растут, цветут, т. е. живут.

Уже с младшей группы можно привлекать детей к рисованию лука с помощью трафарета (в «Огороде на окне», вовлекать в опытничество: что будет с луком в банке без воды.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая природная среда на участке д/сада. Наблюдая за детьми на прогулке, можно убедиться в том, что у них есть интерес к живой и неживой природе. И здесь очень важно не упустить этот момент: возникновение интереса, вопроса, сообщения. Суметь найти время, чтобы рассмотреть жучка, которого ребёнок зажал в кулачке или пытается раздавить кого-то на дорожке. В 3-4 летнем возрасте это идёт не от жестокости, а от осознания: «Я большой, я смогу», и от интереса: «А что будет дальше?», «Поймаю посмотрю, как он ползает!» Негативные действия малышей носят часто познавательный характер: сорву цветок, чтобы посмотреть на него, заглянуть вовнутрь. Поэтому следует больше внимания уделять индивидуальной работе в наблюдениях.

Отношение к окружающему миру детей можно определить и по их высказываниям. Поэтому позитивные высказывания детей, например: «Тише, не надо шуметь, видите, как она сжалась!» нужно поддерживать, дополнить, а негативное отношение, содержащееся в репликах детей, не следует сопровождать потоком обвинений - доступно, спокойно педагог объяснит, в чём ребёнок не прав.

В младшем возрасте дети, в большинстве своём, часто проявляют равнодушие и к животным, и к растениям.

Поэтому стоит обращать внимание на проявление интереса, спокойно, последовательно, путём многократных повторений давать ребёнку навыки и умения, вызвать желание ухаживать, позволит к концу младшей группы уже ввести элементы дежурства.

Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения младших дошкольников к природе принадлежит созданию педагогических условий:

-обогащённой природной зоны в групповой комнате,

-систематическое вовлечение в самостоятельную деятельность,

-поддержание пытливости.

В средней группе багаж знаний по экологии постепенно увеличивается, воспитатель, основываясь на программу С. Николаевой продолжает работу, начатую во 2-ой младшей группе. Самое главное-это: систематичность, последовательность, творческий подход воспитателя, ориентируемый на активность детей.

2. Программа групп старшего возраста очень насыщенна наблюдениями, беседами, занятиями. И, если педагог смог ещё с младшей группы увлечь детей, то работа будет вестись не по принуждению, а по желанию. Чтобы спланировать, наметить индивидуальную работу в своей группе, нужно начать с мониторинга: не по вопросам, со стороны наблюдая за детьми, поведением в уголке природы, на участке - всё, что говорят, спрашивают, делают дети, записывать в тетрадь.

В экологическом мониторинге детей старшего возраста проявляется степень заинтересованности детей. По методике С. Николаевой. «Добровольные помощники»(стр. 194 «Юный эколог». Программа) воспитатель только на 3-ий неделе обращается к детям, которые остались равнодушны, Ито, оставляя за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому в уборке уголка природы.

Все три недели воспитатель не обучает детей трудовым навыкам, не делает им замечаний, не упрекает, отвечая на все детские вопросы, и, что самое главное - остаётся доброжелательным и внимательным.

Кроме уже известных направлений по экологическому воспитанию (умственное развитие, игровое направление, эколого-оздоровительное направление, эколого-эстетическое) воспитатели могут реализовать и другие свои интересы и способности, вовлекая в эту деятельность детей.

- самиздатовская деятельность,

- «водная» или «деревянная» тематика,

- создание различных музеев,

- развитие географических представлений дошкольников.

Вся работа, направленная на экологическое воспитание дошкольника, ведё тся с соблюдением принципов: материал наращивается в течение учебного года, усложняется. В начале года каждая тема представляется элементарно просто, неоднократно повторяется в течение учебного года, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений.

Подача познавательного материала и организация деятельности осуществляется с помощью приёмов, вызывающих у детей положительные эмоции.

Отсутствие в программе С. Николаевой жестокой регламентации позволяет «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.

У многих ребят есть нарушение в развитии моторики, у некоторых слабо развиты речь, эмоции, координация. Через знакомство с окружающим миром идёт и общее оздоровление, выравнивание ребёнка.

Особое место в работе с такими детьми имеют пластические этюды: «Зайчик испугался», «лиса крадётся», «волк голодный», «медведь наелся малины» и т. п. При помощи мимики и жестов ребёнок передаёт повадки, поведение, характер, развивая своё воображение.

Есть в психологии такой термин «анималотерапия», т. е. общение с животными. Общение с животными благотворно воздействует на детей с повышенной возбудимостью, тревожностью, замкнутостью.

Летняя погода особенно способствует общению ребёнка с окружающим миром. Летом можно наблюдать за цветущими растениями, насекомыми, птицами, рассматривать, сравнивать объекты неживой и живой природы, оздоравливать детей.

Именно летняя природа знакомит дошкольников с многоцветьем растений, богатством красок и звуков, запахами.

На прогулках летом часто используется приё м приближения: погладить ствол ладошкой, обнять дерево, прижаться к нему щекой, спиной, посмотреть синеву неба сквозь зелёную ажурную листву, в жару встать под крону и ощутить приятную прохладу, вдохнуть всей грудью и почувствовать запах дерева, закрыть глаза и послушать шелест листьев. Этот приём позволит ребё нку почувствовать: дерево живое, с ним можно общаться, общение приятно, у дерева есть проблемы и попытаться ему помочь. Педагог может организовать уроки доброты: найти в ближайшем окружении объект природы, обсудить возможную помощь и провести её.

Воспитатель в разные режимные моменты ведёт с детьми познавательную деятельность.

Уроки мышления.

Основным условием их проведения является интерес ребёнка. Интерес ребёнка, заинтересованность в сочетании с увлекательным рассказом воспитателя способствует формированию у детей чувства природы.

3. Детские «почему?»

Отвечая на детские «почему?», взрослый должен максимально серьёзно относиться к этому делу, оправдывать интеллектуальное доверие со стороны ребёнка. Отвечая на вопросы детей, взрослый и сам развивает творческое мышление и фантазию, а иногда вопрос ребёнка ставит в тупик и побуждает заняться самообразованием. Однако, взрослые часто предпочитают прибегать к тактике «доступности», т. е. отвечать так, чтобы с взрослой точки зрения ребёнку было доступно. Но не следует забывать, что в итоге перспектива детского развития оказывается искусственно зауженной.

Взрослый не должен забывать, что он является посредником между ребёнком и культурой, в данном случае экологической, и поэтому не может передавать ребёнку только то, что считает нужным. Но не стоит и лишать ребёнка радости побыть в роли учёного и найти ответ самому.

Недополученные в дошкольном детстве знания оборачиваются интеллектуальным отставанием.

Можно и 3-х летнему ребёнку рассказать о ледниковом периоде или движении небесных светил.

- То, что ребёнку интересно, он обязательно запомнит, и не нужно бояться перегрузить информацией – если малыш не понимает, он попросту переключится на другой вид деятельности.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации или подобные им.

- «Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?»

- «Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Вы согласны?Можно ли так поступать?»

Личная безопасность.

Личная безопасность, здоровье человека могут стать предметом индивидуальной работы. Знакомство с символами, правила личной безопасности при общении с природой научат дошкольника ориентироваться в жизненных ситуациях (беседы, игры, упражнения).

Исследования.

Лето – благоприятное время для самых разных открытий. Объектами исследования могут стать почва, вода в разных условиях, лекарственные травы, растения, пеньки, камни,ветер, песок и т. д.

Для таких исследований могут понадобиться фломастеры, карандаши, коробочки, лупа и даже фотоаппарат. Это вид деятельности чаще используется в старшем дошкольном возрасте.

Коллекционирование.

Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе: можно собирать камешки,семена различных деревьев, интересные корешки, открытки о природе, рисунки о природе, душистые травы и т. д.

Часто дети коллекционируют фантики. Часть такой коллекции можно будет использовать для поделок, подарков.

Коллекции могут стать материалом выставок, устраеваемых в группе, в д/саду и тогда ребёнок – хозяин коллекции, сможет провести экскурсию.

Прогнозирование погоды.

Этот вид деятельности позволяет детям испытать радость работы. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы (о чём предупреждает ласточка, паучок,кузнечик, туман и т. д.)

Прогназирование погоды позволяет убедиться во взаимосвязи живой и неживой природы. Приметы можно рифмовать и зарисовывать (ласточки летают низко – значит дождик близко). Прогназирование проводится не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировалось ценностное отношение к природе.

Природа, как известно, любит не шумные компании, - свои таинства она доверит не торопливому, а вслушивающемуся, всматривающемуся наблюдателю. Поэтому наблюдения группами, индивидуальные не стоит упускать.

В наблюдениях используется приём удивления. В этом случае ребёнок, дети узнают что-то удивительное о хорошо знакомом, часто встречающемся объекте природы: «Оказывается, одуванчик боится замочить свои семена – парашютики, и поэтому перед дождём или ненастьем складывает свои пушистые шарики», или «А ты знаешь, через одуванчик можно посмотреть, только будет видно всё, как в тумане…»

Приём удивления используется педагогом как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент формирования устойчивого интереса. Сравнения, загадки, необычные сведения, парадоксальные факты вызывают у детей восхищение и удивление.

Для активизации стремления детей к наблюдениям за природой используются вопросы и задания проблемного характера, опытнические ситуации, совместные зарисовки в календаре и альбоме летних наблюдений, сенсорное и практическое обследование, моделирование, игровые приёмы.

Воспитатель учит детей не просто называть объекты окружающей природы, но и любоваться красотой пейзажа, выражать чувства словами, учит вдыхать запахи трав, всматриваться вдаль. Трудно привить любовь и трепетное отношение только запретами: «нельзя», «не надо», «не тронь!».

Какую бы работу не проводил воспитатель, но всегда должен помнить, что больше всего действует на ребёнка мудрое общение со взрослыми, а не сумма мероприятий и приёмов.

Организация жизни, творчества, воспитательно – образовательного процесса должна быть ненавязчивой, недавлеющей, а органично возникающей и незаметно для ребёнка.

Все используемые методы и приёмы должны гибко сочетаться с той ситуацией, в которой вы находитесь.

Часто мы, взрослые, говорим: «Ребята, природу надо любить». А как это объяснить: любить природу – объясняться в любви каждому дереву или камешку? В том-то и дело, что чувства нельзя объяснить – их надо показывать!

Музыка, поэзия эмоционально воздействуют на человека, на ребёнка. Детям надо читать стихи! Ритмичное слово нравится детям. Иногда яркая поэтическая строчка высветит то, что не затронуло в беседе, набдюдении. Заучиваемые стихи, конечно, должны быть красивыми, нравственными, несущими эмоциональный заряд. Стихи должны быть заслуживающими того, чтоб их читали.

Познавательная деятельность способствует передаче и усвоению детьми знаний, но заниматься только просвещение не достаточно, необходимо приобщать детей к практической деятельности: убрать территорию, принять участие в благоустройстве, ухаживать за растениями на клумбе: выпалывать сорняки, поливать, собирать семена.

Возможно проведение трудового десанта. Например: «Умелые руки не знают скуки», «Санитарный день», «Напоим саженцы» и т. д.

Оздоровление детей.

Лето – благоприятная пора. Сочитание благоприятных факторов способствует оздоравливанию организма ребёнка. Игры с водой, ветром, индивидуальные упражнения на предупреждение плоскостопия и нарушения осанки с использованием природного окружения : веточек,палочек, травинок, деревьев; игры и упражнения с мячом, скакалкой, игра в теннис, бадминтон, релаксация, расслабление «Послушайте кузнечиков», «Шум листвы», «Давай посидим тихонечко, посмотрим на облака» и т. п. способствуют укреплению ребёнка.

Хочется надеяться,что проводимая нами работа по экологическому воспитанию, обязательно даст результаты и мы растим людей, хорошо понимающих своё место на Земле: «Человек разумный».

Публикации по теме:

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности» .

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования
Опубликовано: 19 сентября 2017 в 13:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД