Лучший педагог года

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».

Светлана Мотненко
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».

Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»

На протяжении своей педагогической деятельности, я заметила, что последние годы прослеживается такая тенденция, что наши дети стали мало общаться с живой природой. Редко у кого в доме встретишь домашнего любимца, если цветы, то почему-то искусст-венные, если едем отдыхать, то ни как не в деревню, а куда-нибудь на курорт. Поэтому, когда ребенок сталкивается с распустившимися цветами, то норовит сорвать их, не заду-мываясь, что тем самым губит их. Попадая в лес, наши дети ведут себя, как «неродивые хозяева», не понимая, что человек в лесу всего лишь гость.

Публикация «„Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования“,» размещена в разделах

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая с учетом глубокого понимания законов жизнедеятельности природы, многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть.

Поэтому немаловажным условием развития нашей страны, как самой благополучной и комфортабельной для проживания является формирование экологической культуры общества. На основе этой идеи был разработан проект «Национальной стратегии экологического образования РФ», целью которого является воспитание социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического воспитания.

Согласно же «Концепции модернизации российского дошкольного образования» основной задачей ставится: «Восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования»

Также если мы обратимся к концепции развития образования РФ, то можно отметить, что одним из ведущих аспектов является развитие экологической компетенции дошкольников.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. И задача педагога заключается в том, чтобы ценностные позиции, открытые у ребенка с помощью взрослого, становились его личными. При этом формирующийся у ребенка нравственный опыт и положительные черты закладывают общую гуманистическую направленность его отношения к окружающему при условии, если объекты приобретают для ребенка личностный смысл.

В связи с этим особую значимость приобретает начальное экологическое образование как процесс, направленный на воспитание у ребенка основ экологической культуры.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития от-дельных живых существ, некоторых биоценозов, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, ИЗО-деятельности, ухаживании за растениями и животными).

Для усвоения экологических знаний используются разнообразные формы и методы, предложенные современной дидактикой. Учитывая большую эмоциональность и преобла-дание наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста, приоритет отдается чувственному восприятию природы и закреплению представлений о ней через практиче-скую деятельность и ведущее место среди разнообразных методов экологического воспи-тания следует отвести методу проектирования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис со-временного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные сис-темы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной по-мощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успе-хов и успехов ребенка.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Определяя для себя направление своей творческой работы, я основывалась на том, что под экологическим воспитанием детей я, прежде всего, понимаю воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом.

Экологическая культура – это реальное каждодневное поведение человека в природе, и своей работой я хочу добиться того, чтобы наши дети были экологически культурными, и привили эту культуру своим детям. Чтобы в наших домах вновь появились кошки и соба-ки, рыбки и хомячки, и чтобы дети обменивались не только видеокассетами между собой, но и отростками растений.

Будущее нашей планеты в руках наших детей, и чтобы оно было светлым и радужным мы взрослые должны научить их любить и беречь ее, охранять ее природные богатства. Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослыми.

«Животное, родившись ото льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но, человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделать-ся и волком, и ослом, и чем угодно»

В. Белинский

Публикации по теме:

«Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством игровой и проектной деятельности» Экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста всегда уделялось особое внимание, а сейчас, когда экологическое состояние.

Методическая разработка «Технология ознакомления дошкольников с окружающим миром посредством метода проектирования» Методическая разработка «Технология ознакомления дошкольников с окружающим миром посредствам метода проектирования» Данная методическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования».
Опубликовано: 27 мая 2015 в 20:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД