Елена Постная
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью программы по данному направлению «Формирование у
дошкольников основ экологического мировоззрения и природоохранного
сознания».
В ходе реализации данной цели выделены следующие задачи:
• Развивать у детей осознанное отношение к себе, как активному субъекту окружающего мира;
• Формировать знания о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, правилах взаимодействия человека с природой;
• Воспитывать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:
- Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающим создание условий для становления личного опыта каждого ребенка, развитие его индивидуальности;
- Принципом природособразности, предполагающим учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- Принципом гуманистической ориентации на * этические нормы экологической культуры и мирровозренйя;
- Принципом деятельностного подхода, направленного на действенное, активное познание ребенком окружающего мира, проявление им самостоятельности, инициативности;
- Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение экологического познания в различные сферы образовательного процесса в ДОУ.
Условиями реализации поставленных задач являются следующие формы работы с дошкольниками :
- Наблюдение за природными объектами, целевые экскурсии, труд в природе;
- индивидуальное общение, беседы, специально организованные занятия;
- Чтение познавательной, художественной литературы;
- Экспериментальная деятельность;
- Природоохранные акции и экологические проекты;
- Экологические праздники;
- Минутки тишины.
Систематическое и последовательное приобщение дошкольников к экокультуре становится возможным при условии создания соответствующей развивающей среды.
В группе создан уголок природы, который разбит на ряд зон:
В зоне экспериментирования - дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения различной тематики.
В зоне познавательной деятельности собраны книги, экологические игры, модели, способствующие познавательному развитию детей.
Уголок времен года отображает характерные признаки сезона. Дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года.
Метео уголок со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. В метео уголке имеется следующее оборудование: Барометр, Термометр, Флюгер, ленточки, султанчики, Дождемер.
Миры_- создаются в соответствии с требованиями программы «детский сад- дом радости», например: «обитатели леса», «животные жарких стран», «обитатели морских глубин» и т. д.
В мини-музее - созданном совместно с родителями и детьми, дети с удовольствием знакомятся с природными экспонатами. Мини-музей выступает, как элемент познавательно-развивающей среды и сотрудничества с семьей. Например это такие экспозиции, как «Опавший лист», «Чудо дерево», «Царица вода».
Индивидуальное обучение выступает ведущей формой образовательной работы по технологии «Детский сад — дом радости», так как способности и восприятие не у всех детей проявляются сразу. Путь их развития очень индивидуален.
После индивидуального обучения дети выходят на фронтальное занятие, где они проявляют свои знания. Для воспитателя фронтальное занятие - форма диагностики уровня овладения каждым дошкольником программных задач.
После занятия каждый ребенок анализирует результат своей деятельности.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую., эстетическую и оздоровительную функции.
В качестве видовых точек, прежде всего, были выбраны деревья, кустарники разных пород, возраста, формы.
Кроме того экологическая тропа содержит :
Огород овощных культур, где мы вместе с детьми высаживаем быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом.
На фито огороде выращиваются лекарственные растения. Дети проводят сенсорное обследование их частей и семян, знакомятся с биологическими й лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
В процессе наблюдения - во время занятий, прогулок, экскурсий, у детей формируются знания о жизненных проявлениях всего живого, развиваются эмоционально-доброжелательные отношения к живым объектам природы.
Трудовое воспитание развивает у дошкольников умение взаимодействовать с природой, формирует нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.
Важнейшим составляющим экологического воспитания является экспериментальная деятельность, направленная на развитие
познавательной сферы ребенка и обогащения знаний детей.
К формированию экокультуры активно привлекаются и родители дошкольников. Для них проводятся тематические родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы индивидуальное общение.
Наиболее популярной формой работы с детьми и родителями стали природоохранные акции и экологические проекты, например «Подкормим птиц зимой», «Сохраним елочку», «каждой птице свой дом».
Результатом работы стало активное участие педагогов, родителей и детей в экологических праздниках, развлечениях и минутках шалости. В данной форме работы важно не столько исполнение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
А участие в областном этапе Всероссийского форума «Зеленая планета- 2008» отмечено благодарностью за вклад в развитие творческой активности детей в области экологии и сотрудничество по осуществлению эколого- просветительской деятельности.
Я считаю работу по экологическому воспитанию по программе «Детский сад- дом радости» очень значимой, поскольку она помогает дошкольникам осознать себя частицей окружающего мира.
Душа ребенка - это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок -
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Целью программы по данному направлению «Формирование у
дошкольников основ экологического мировоззрения и природоохранного
сознания».
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
В рамках программы «Детский сад – Дом