Приложение МААМ

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Елена Постная
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Целью программы по данному направлению «Формирование у

дошкольников основ экологического мировоззрения и природоохранного

сознания».

В ходе реализации данной цели выделены следующие задачи:

• Развивать у детей осознанное отношение к себе, как активному субъекту окружающего мира;

Формировать знания о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, правилах взаимодействия человека с природой;

• Воспитывать познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

- Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающим создание условий для становления личного опыта каждого ребенка, развитие его индивидуальности;

- Принципом природособразности, предполагающим учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- Принципом гуманистической ориентации на * этические нормы экологической культуры и мирровозренйя;

- Принципом деятельностного подхода, направленного на действенное, активное познание ребенком окружающего мира, проявление им самостоятельности, инициативности;

- Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение экологического познания в различные сферы образовательного процесса в ДОУ.

Условиями реализации поставленных задач являются следующие формы работы с дошкольниками :

- Наблюдение за природными объектами, целевые экскурсии, труд в природе;

- индивидуальное общение, беседы, специально организованные занятия;

- Чтение познавательной, художественной литературы;

- Экспериментальная деятельность;

- Природоохранные акции и экологические проекты;

- Экологические праздники;

- Минутки тишины.

Систематическое и последовательное приобщение дошкольников к экокультуре становится возможным при условии создания соответствующей развивающей среды.

В группе создан уголок природы, который разбит на ряд зон:

В зоне экспериментирования - дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения различной тематики.

В зоне познавательной деятельности собраны книги, экологические игры, модели, способствующие познавательному развитию детей.

Уголок времен года отображает характерные признаки сезона. Дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года.

Метео уголок со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. В метео уголке имеется следующее оборудование: Барометр, Термометр, Флюгер, ленточки, султанчики, Дождемер.

Миры_- создаются в соответствии с требованиями программы «детский сад- дом радости», например: «обитатели леса», «животные жарких стран», «обитатели морских глубин» и т. д.

В мини-музее - созданном совместно с родителями и детьми, дети с удовольствием знакомятся с природными экспонатами. Мини-музей выступает, как элемент познавательно-развивающей среды и сотрудничества с семьей. Например это такие экспозиции, как «Опавший лист», «Чудо дерево», «Царица вода».

Индивидуальное обучение выступает ведущей формой образовательной работы по технологии «Детский сад — дом радости», так как способности и восприятие не у всех детей проявляются сразу. Путь их развития очень индивидуален.

После индивидуального обучения дети выходят на фронтальное занятие, где они проявляют свои знания. Для воспитателя фронтальное занятие - форма диагностики уровня овладения каждым дошкольником программных задач.

После занятия каждый ребенок анализирует результат своей деятельности.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую., эстетическую и оздоровительную функции.

В качестве видовых точек, прежде всего, были выбраны деревья, кустарники разных пород, возраста, формы.

Кроме того экологическая тропа содержит :

Огород овощных культур, где мы вместе с детьми высаживаем быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом.

На фито огороде выращиваются лекарственные растения. Дети проводят сенсорное обследование их частей и семян, знакомятся с биологическими й лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

В процессе наблюдения - во время занятий, прогулок, экскурсий, у детей формируются знания о жизненных проявлениях всего живого, развиваются эмоционально-доброжелательные отношения к живым объектам природы.

Трудовое воспитание развивает у дошкольников умение взаимодействовать с природой, формирует нравственные чувства: доброжелательность, сочувствие, а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.

Важнейшим составляющим экологического воспитания является экспериментальная деятельность, направленная на развитие

познавательной сферы ребенка и обогащения знаний детей.

К формированию экокультуры активно привлекаются и родители дошкольников. Для них проводятся тематические родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы индивидуальное общение.

Наиболее популярной формой работы с детьми и родителями стали природоохранные акции и экологические проекты, например «Подкормим птиц зимой», «Сохраним елочку», «каждой птице свой дом».

Результатом работы стало активное участие педагогов, родителей и детей в экологических праздниках, развлечениях и минутках шалости. В данной форме работы важно не столько исполнение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

А участие в областном этапе Всероссийского форума «Зеленая планета- 2008» отмечено благодарностью за вклад в развитие творческой активности детей в области экологии и сотрудничество по осуществлению эколого- просветительской деятельности.

Я считаю работу по экологическому воспитанию по программе «Детский сад- дом радости» очень значимой, поскольку она помогает дошкольникам осознать себя частицей окружающего мира.

Душа ребенка - это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Целью программы по данному направлению «Формирование у

дошкольников основ экологического мировоззрения и природоохранного

сознания».

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

В рамках программы «Детский сад – Дом

Публикации по теме:

Экологическая акция «Берегите лес» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе. Задачи: формировать устойчивый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2015 в 09:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Постная (УИ 286127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД