Лучший педагог года

Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности

Нина Качина
Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности

Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»

(Гвездослов)

Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Ведь именно такой непосредственный контакт детей с природой оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

Публикация «Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Но для того, чтобы сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы, необходимо создать такую развивающую среду экологического направления, которая бы позволила дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выделять его закономерности и связи, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.

Именно с этого и начиналась моя работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Уголок живой природы, в оформлении и обновлении которого активное участие принимали наши родители, дает возможность детям ежедневно наблюдать за различными домашними растениями, ухаживать за ними, отслеживать ритм и рост. Уголок неживой природы дает нам колоссальные возможности для проведения опытов, установления закономерностей и связей. А такая возможность самому ребенку быть исследователем и первооткрывателем чего-то нового, неизведанного оставляет след в детском сознании. Также наша развивающая среда пополняется различными дидактическими играми, раскрасками, экологическими плакатами, знаками, рассказами и сказками, различными моделями и макетами. Поэтому в часы самостоятельной деятельности детей продолжается активное ознакомление детей с окружающим миром и его особенностями.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Также работа по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников предусматривает работу с родителями воспитанников. Она включает: беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «Сохраним и сбережем» и т. д.); круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т. д.) ; участие в акциях («Покормите птиц зимой», «На защите у природы», «Охранники природы») ; совместная с детьми деятельность (участие в экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т. д.)

Так в тесной взаимосвязи воспитанников, педагогов и родителей, при наличии насыщенной развивающей среды, идет моя работа по экологическому воспитанию и образованию детей.

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо, на формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.

1. Развитие познавательного интереса к миру природы.

2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

4. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,

воображения.

5. Развитие познавательно-творческих способностей детей.

6. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.

7. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.

В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников, я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками, в области экологического образования :

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез,2010. – 112с.

2. Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б., Программа «Безопасность» способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста.

3. Рыжовой Н. А. «Наш дом – природа»

4. Николаевой С. Н. «Юный эколог»

Методические рекомендации:

Аксеновой З. Ф. «Войди в природу другом».

В своей работе, по экологическому образованию, использую следующие методы и приё мы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов; опыты и эксперименты; проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»;

словесные методы: беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание; практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы); игровые методы; практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов. Она включает: беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «сохраним и сбережем» и т. д.); круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т. д.) ; участие в акциях («Покормите птиц зимой», «Дом для скворца», «На защите у природы», «охранники природы») ; совместная с детьми деятельность (участие в походах, экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т. д.)

Так в тесной взаимосвязи воспитанников, педагогов и родителей, при наличии насыщенной развивающей среды, идет моя работа по экологическому воспитанию и образованию детей.

Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам :

– становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью мониторинга (2 раза в год);

формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;

– развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;

– уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;

– понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;

– умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

– ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего края;

– воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;

формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;

– охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;

формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Литература:

Волчкова В. Н., СтепановаН. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология // Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. –131с

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез,2006. – 104с

Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Познавательно– исследовательские занятия с детьми 5 –7 лет на экологической тропе –Волгоград : Учитель 2011. – 174 с.

Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).(7)

Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М., 2007.

Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез,2010. – 112с.

Публикации по теме:

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования». «Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования». Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии c ФГОС Ухудшение экологической обстановки, снижение экологической безопасности населения, выбросы городских предприятий загрязняющих веществ в.

Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством активизации мыслительно-поисковой деятельности Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Перспективный план работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами исследовательской деятельности» Цель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы; экологического мышления, способного осознавать.

План самообразования воспитателя «Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры» (часть 1) часть 2 Первая часть. План работы по самообразованию на 2015 – 2016 учебный год.. Старшая группа. ФИО: Кувшинова Елена Владимировна.

План самообразования воспитателя «Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры» (часть 2) часть 1 План самообразования на 2015 - 2016 уч. год. Старшая группа (продолжение) II. План мероприятий с родителями. Ежемесячно проводить.

Формирование у старших дошкольников основ музыкальной культуры посредством проектной деятельности В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2014 года № 273-ФЗ говорится о том, что дошкольное образование должно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности
Опубликовано: 4 января 2016 в 20:46
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД