Мария Люлюшина
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников в окружающем мире». Перспективное планирование
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в окружающем мире
Средняя группа 4-5 лет
Таблица 4- перспективное планирование
Месяц № Игрового занятия Тема Цель: Материал
Сентябрь Занятие 1 Знакомство. 1. Знакомство с математическим уголком и его содержимым.
Публикация «„Формирование элементарных математических представлений дошкольников в окружающем мире“, Перспективное планирование» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
2. Закрепление умения различать геометрические фигуры и находить предметы похожие по форме.
3. Воспитывать бережное отношение к используемому материалу. Раздаточный материал : геометрические фигуры. Осенние листья: береза, клен, дуб.
Демонстративный материал : видео презентация о геометрических фигурах разных цветов и размеров.
Занятие 2
Сравнение предметов. 1. Развивать воображение, мышление.
2. Закрепить умение выделять отдельные группы предметов, видеть много и один в окружающей среде. Раздаточный материал : плоскостной материал в виде грибов и ягод по 2 шт. каждого. Блоки Дьенеша. Игра «Да-нет»
Занятие 3
Сравнение предметов. 1. Закреплять умения сравнивать предметы по длине и цвету.
2. Развивать воображение, мышление.
3. Воспитывать уважение друг к другу во время игры «Да-нет» Раздаточный материал :
Плоскостные полоски разной длины и цветов.
Демонстративный материал :
Зайка с полосками. Видео презентация о путешествии Зайки.
Занятие 4
Составление групп предметов. 1. Закреплять умение составлять группы из одного и двух предметов.
2. Развивать мышление, воображение детей.
3. Закреплять знания о пространственной направленности: сверху, снизу, справа, слева. Раздаточный материал : изображения плоскостные белочек и шишек. Треугольники плоскостные.
Полоски разного цвета плоскостные бумажные.
Демонстративный материал :медведь мягкий, дерево. Использование ИКТ. Музыкальное сопровождение: чириканье птиц лесу.
Октябрь Занятие 5
Счет в пределах 3. 1. Совершенствовать умение группировать предметы.
2. Познакомить детей с цифрой 3.
3. Закреплять умения сравнивать две группы предметов.
4. Использовать приемы при счете : правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку. Раздаточный материал : полоски разной длины по 2 шт. короткой и 3 шт. длинной. Числовые карточки с цифрой 3.
Демонстративный материал : 2 кубика, Ежик. Использование ИКТ, презентация : «Ежик в лесу».
Занятие 6
Сравнение групп предметов. 1. Закреплять умения составлять и выделять группы из одного, двух и трех предметов.
2. Учить обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Раздаточный материал : кубики, животные фермы, карандаши цветные, квадрат, треугольник, круг.
Демонстративный материал : использование ИКТ. Видеофайл на тему : деревня и ее жители.
Занятие 7
Части суток.
Знакомство со знаками. 1. Упражнять в сравнении двух групп предметов по величине и количеству.
2. Знакомство со знаком «больше», «меньше».
3. Закреплять умения различать части суток (утро, день, вечер, ночь). Раздаточный материал : знак «больше» «меньше», кубики, круги большие, круги маленькие.
Демонстративный материал :
Изображение частей суток, кукла, кровать, ложка, тарелка.
Занятие 8
Геометрические фигуры. 1. Упражнять в умении различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
2. Упражнять в сравнении предметов по цвету, размеру.
3. Развивать мышление, воображение. Раздаточный материал :
Геометрические фигуры, плоскостные, разных цветов: треугольники, квадраты, круги.
Демонстративный материал :
Использование ИКТ, видео презентация «Геометрические фигуры и их особенности»
Занятие 9
Сравнение предметов по высоте. 1. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте, называть их характеристики: высокий, средний, низкий.
2. Закреплять умения называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
3. Развивать мышление. Раздаточный материал : геометрические фигуры, плоскостные, разных цветов:
треугольники, квадраты, круги.
Ноябрь. Занятие 10
Сколько? 1. Учить понимать значение итогового числа после подсчета предметов в пределах 3.
2. Упражнять в нахождении различий у геометрических фигур: круг, шар, квадрат, треугольник.
3. Закреплять умение различать правую и левую руку. Раздаточный материал : геометрические фигуры плоскостные.
Демонстративный материал :
Глобус.
Занятие 11 Длина. Ширина. 1. Закрепить знания у детей способах измерения длины, ширины лент.
2. Развивать умение выбрать лишнее
3. Развивать логическое мышление
4. Закреплять у детей пространственное мышление.
5. Закрепить знания о следах зверей, их особенностях.
Раздаточный материал : индивидуальные задания детям на листах в виде лабиринта.
Демонстративный материал
3 атласные ленты; корзина, в ней поролоновых 5 грибов, 6 шишек, 1 леденец; цифры 5 и 6; берлога (белая ткань, внутри костюм медведя); следы зверей: волк, медведь, заяц; ключи в виде геометрических форм;. Музыкальное сопровождение: песня из мультфильма «Маша и Медведь» «Зверя по следам любого», крик вороны, звук езды на лыжах по снегу. Искусственный снег. Коробка с сюрпризом.
Занятие 12
Равенство групп предметов.
1. Упражнять детей в умении считать до 4.
2. Учить отражать равенство и неравенство групп предметов.
3. Закреплять умение обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Раздаточный материал :
Плоскостные изображения белок (по 4,
плоскостные домики 4-х цветов, карточки с изображением цветов такого же цвета как домики.
Демонстративный материал :
4 куклы, 4 ведерка разного цвета.
Занятие 13
Счет до 5.
1. Учить считать до 5. Знакомить с образованием числа 5.
2. Учить обозначать число 5 соответствующей цифрой.
3. Развивать мышление, воображение. Раздаточный материал :
Плоскостные снежинки (по 5, плоскостные деревья, пенек, круги (по 5)
Демонстративный материал :
Использование ИКТ, видео презентация «5 веселых ежиков»
Декабрь Занятие 14 Геометрическая фигура. Шар. 1. Продолжать знакомить с числом 5.
2. Учить находить соответствующую цифру и количество предметов.
3. Знакомство с геометрической фигурой шар. Учить находить отличие шара от круга Раздаточный материал : счетные палочки, плоскостные геометрические фигуры.
Демонстративный материал : использование ИКТ, видео презентация, мяч.
Занятие 15
Далеко- близко. 1. Познакомить детей с понятием «далеко- близко».
2. Развивать умение делить предметы на части.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Демонстративный материал : 5 игрушек разного размера; математический планшет с геометрическими фигурами, состоящими из частей.
Занятие 16 Равенство и неравенство. 1. Закреплять умение считать до 5
2. Учить выделять группу предметов большую или меньшую по количеству содержимого.
3. Упражнять в названиях геометрических фигур. Демонстративный материал :
Использование ИКТ (видео презентация «Сколько пальцев на руке?»); счетные палочки, игрушки маленького размера в количестве 15 штук.
Занятие 17 Цилиндр. 1. Познакомить детей с геометрической фигурой цилиндр; учить находить отличия от других геометрических фигур.
2. Закреплять счет в пределах 5.
3. Учить отвечать полным предложением на вопрос : «Сколько?» Демонстративный материал : цилиндр объемный, изображение цилиндра плоскостного.
Раздаточный материал : игрушки разного количества в пределах 5 каждому ребенку.
Январь Занятие 18 Число 6. 1. Знакомство с образованием числа 6.
2. Учить детей находить знакомые геометрические фигуры в рисунках.
3. Развивать внимание, воображение.
4. Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
Раздаточный материал :
Рисунки животных, состоящих из геометрических фигур, счетные палочки.
Демонстративный материал : таблица «Состав числа»
Занятие 19 Число 6. 1. Закрепить умение считать в пределах 6.
2. Познакомить с цифрой 6, ее составом.
3. Учить детей составлять рисунок из плоскостных геометрических фигур. Раздаточный материал : счетные палочки, по 6 игрушек небольшого размера каждому ребенку, набор плоскостных геометрических фигур.
Демонстративный материал :
Использование ИКТ (видео презентация «Картинки из геометрических фигур»)
Занятие 20 Сравнение предметов. 1. Учить сравнивать три предмета по длине.
2. Закреплять знания о приемах сравнения предметов.
3. Учить детей раскладывать предметы по убывающей и по возрастающей величине. Демонстративный материал : 3 веревки разной длины, карандаш любой.
Раздаточный материал : по 3 ленточки разной длины каждому ребенку.
Февраль Занятие 21 Сравнение предметов. Закрепление. 1. Закреплять названия знакомых геометрических фигур.
2. Продолжать учить сравнивать предметы по длине и ширине.
3. Упражнять в счете звуков на слух в пределах 6. Демонстративный материал : 3 веревки разной длины, кубик.
Раздаточный материал : по 3 ленточки разной длины каждому ребенку, счетные палочки.
Занятие 22 Сравнение трех предметов по ширине.
1. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их по убывающей и возрастающей.
2. Закреплять понимание смысла слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
3. Упражнять в счете до 6. Раздаточный материал : 3 линейки, 3 полоски, 3 ленточки разной ширины, счетные палочки.
Занятие 23 Прямоугольник. 1. Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник.
2. Закрепить счет в пределах 6.
3. Учить отличать прямоугольник от круга. Раздаточный материал : плоскостной набор цифр, набор геометрических фигур плоскостных.
Демонстративный материал : использование ИКТ (видео презентация о геометрических фигурах)
Занятие 24 Ориентирование в пространстве и времени. 1. Учить сравнивать предметы по их пространственному расположению (справа, слева)
2. Закреплять понятие слов «вчера», «сегодня», «завтра».
3. Воспитывать бережное отношение к окружающим. Демонстративный материал : использование ИКТ (видео презентация про Ежика, 4 игрушки любого размера.
Март Занятие 25 Пирамида. 1. Познакомить с геометрической фигурой пирамидой.
2. Упражнять в умении подбирать фигуры одинаковые по величине.
3. Развивать внимание. Раздаточный материал : ленты (по каждому, картинки разрезные 1 на стол.
Демонстративный материал : цифры: 1.2.3.4.5.6.
Занятие 26 Число 7. 1. Познакомить с образованием числа 7.
2. Закрепить представления о пирамиде.
3. Закрепить умение считать в пределах 7. Раздаточный материал :
Изображение козлят по 7 шт., плоскостная пирамида 7 шт.
Демонстративный материал :
Игрушечная коза, карточки с изображением козлят, игрушечный волк.
Занятие 27 Части суток. 1. Закреплять знания о названиях частей суток и их последовательности.
2. Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. Раздаточный материал :
Картинки с изображением разных действий детей.
Демонстративный материал :
Картинки с изображением частей суток.
Занятие 28 Части суток. Закрепление. 1. Закреплять знания о названиях частей суток и их последовательности.
2. Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. Раздаточный материал :
Картинки с изображением разных действий детей.
Демонстративный материал :
Картинки с изображением частей суток.
Апрель Занятие 29 Число 8. 1. Учить обозначать число соответствующей цифрой.
2. Закреплять знания о геометрических фигурах.
3. Закрепить умение считать в пределах 8.
4. Познакомить с составом числа 8. Раздаточный материал : игрушки, набор цифр плоскостных, числовые карточки, набор плоскостных геометрических фигур
Занятие 30 Сравнение трех предметов по величине. 1. Закреплять знания о способах измерения предметов.
2. Учить отвечать на вопрос, используя слова: самый длинный, длинный, короче.
3. Закрепить счет в пределах 8. Находить соответствующую цифру для определенного количества предметов. Демонстративный материал : 25 предметов небольшого размера, набор числовых карточек, ленты разной длины (не менее 3).
Раздаточный материал : счетные палочки, плоскостные цифры от 1 до 8.
Занятие 31 Ориентир в пространстве. 1. Закреплять умения ориентироваться «на планете».
2. Упражнять в раскладывании геометрических фигур от самой маленькой до самой большой.
3. Закрепить названия дней недели, части суток. Демонстративный материал :
Изображение «Космос» (использование ИКТ). Аудиозапись с космической музыкой.
Раздаточный материал :
Плоскостные квадраты разного размера и цвета. Изображения планет.
Занятие 32 Ориентир в пространстве.
Закрепление. 1. Формировать пространственные отношения «вверху», «внизу», «справа», «слева», «между».
2. Закреплять знания о геометрических фигурах и их названиях.
3. Закреплять знания о названии частей суток. Демонстративный материал : иллюстрации с изображением зайца, волка, медведя, лисы.
Раздаточный материал : цветные карандаши, геометрические фигуры плоскостные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Занятие 33 Сколько? 1. Учить отвечать на вопрос «Сколько?»
2. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 8.
3. Закреплять знания о последовательности частей суток. Демонстративный материал : использование ИКТ (видео презентация «Части суток», кукла, коляска, тарелка, ложка
Раздаточный материал :
Счётные палочки, картинки с изображением частей суток.
Май Занятие 34 Веселая математика. Часы и время. 1. Познакомить с понятием время; с разными видами часов: механические и электронные.
2. Объяснить назначение стрелок на часах.
3. Развивать воображение, мышление. Демонстративный материал : часы настенные, часы ручные, мобильный телефон, часы с кукушкой.
Раздаточный материал :
Цветные карандаши, альбомные листы.
Занятие 35 Часы и время. Закрепление. 1. Закрепить знания о разных видах часов.
2. Закрепить счет до 8.
3. Воспитывать бережное отношение к часам. Демонстративный материал : часы настенные, часы ручные, мобильный телефон, часы с кукушкой.
Занятие 36 Число 9.
1. Знакомство с числом 9.
2. Познакомить с образованием числа 9.
3. Упражнять детей в составлении геометрических фигур из палочек.
4. Закреплять понятия «больше» «меньше». Раздаточный материал : домино, счетные палочки, плоскостные цифры.
Демонстративный материал : использование ИКТ (видео презентация про цветы и ягоды)
Занятие 37
Количественный и порядковый счет 1. Закреплять знания о геометрических фигурах
2. Упражнять в количественном и порядковом счете.
3. Закрепить счет до 9. Раздаточный материал : баночки разного цвета, карточки с разным количеством предметов, цифры плоскостные, геометрические фигуры, карандаши, лист бумаги.