Получи документы

Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей

Мария Рязанцева
Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Аистенок» города Долгопрудный

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

(сообщение из опыта работы)

Подготовила воспитатель: Рязанцева М. Н.

МБДОУ д/с № 9 «Аистенок»

г. Долгопрудный

февраль 2019 года

Публикация «Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей» размещена в разделах

Формирование элементарных математических представлений

в интеграции образовательных областей.

Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую

сложную дисциплину, как математика, -

с легкостью и интересом!

Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это — важнейшие виды прекрасного». Именно такое понимание математики может стать духовной точкой опоры для педагога, акцентом для введения в со знание детей самой идеи порядка и определенности, лежащих в основе устройства мира. Образовательная деятельность по математике позволяет раскрыть фундаментальные идеи, понятия, представления : в мире есть порядок и закономерности, следовательно, его можно изучить, а затем и прогнозировать какие-то события в нем.

В современных условиях в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов к основной образовательной программе, переходом дошкольного учреждения на новую примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» остро встает вопрос о комплексно-тематическом планировании и интегрированном подходе в решении воспитательно-образовательных задач.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.

Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры : дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, мы формируем у детей полноценные представления об отдельных математических понятиях. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых нами познавательных развивающих играх. Мы создаём условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д.

В связи с этим мы разработали систему комплексно-тематического планирования на год, вся воспитательно-образовательная работа подчинена какой-либо теме, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов. При проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений мы также стараемся учитывать тему, над которой мы работаем в данный момент.

Работа по ФЭМП в средней группе строится

на основе программы «От рождения до школы» и с использованием технологии разработанной Г. Е. Сычёвой. Помимо этого, в современный период выходит значительное количество пособий и материалов с интересными развивающими играми, которые мы стараемся тщательно изучать, систематизировать и отбирать из них наиболее приемлемые для нашего детского сада.

В нашей группе ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду.

В группе имеется достаточное количество пособий, игр, которые позволяют формировать элементарные математические представления.

Помимо чисто математических игр используем пособия из других уголков - разноцветные флажки, мячи, ленточки и платочки из музыкального и физкультурного уголков.

В уголке по изодеятельности всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы, из которых дети выкладывают узоры на полосе, квадрате, круге. В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете, форме, величине предметов. В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине : широкий –узкий, высокий низкий (деревья, кусты, флажки, паруса).

Так, работая над темой «Осень пришла – урожай принесла» - мы провели ее через разные виды деятельности, в том числе и через познание в разделе – формирование элементарных математических представлений – мы закрепляли понятия один и много овощами, фруктами, сравнивали по длине грядки, знакомились с формой и величиной предметов. Таким образом, окружающий мир предстает перед ребенком в своем многообразии и единстве, побуждает его к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

При проведении интегрированных занятий мы стремимся к тому, чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями, добиваемся систематичности и доступности излагаемого материала, стараемся как можно больше ставить перед детьми проблемных ситуаций, вовлечь его в самостоятельный поиск решений.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний. Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий. Взрослый в игре создает ситуацию содружества, поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную «победу».

Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий. Только регулярные занятия научат ребенка управлять своим вниманием, помогут увеличить объем памяти, улучшат зрительное восприятие. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира.

Таким образом, ФЭМП интегрирует с такими направлениями, как развитие речи (коммуникация, окружающий мир, конструирование (познание, аппликация и рисование (художественное творчество, физическая культура и музыка.

При формировании элементарных математических представлений мы обязательно предусматриваем смену видов деятельности, включаем музыкальное сопровождение, подвижные игры: восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия, иногда все занятие строим в форме игры. Много перемещаемся по групповой комнате: выполняем задания за столами, на ковре, за общим столом, на стульях полукругом и т. д.

Включаем в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.

Например, начиная с конца марта у нас идет тема «Я и мой родной город», чтобы преподнести эту достаточно сложную тему для детей в более доступной форме, мы ввели всеми детьми любимого персонажа Лунтика, лунную пчелку, которая прилетела в наш город Долгопрудный и хочет поближе познакомиться с ним, узнать, что же есть в нашем замечательном городе. Мы вместе с детьми поставили задачу – надо Лунтика как можно лучше познакомить с нашим городом, с нашим детским садом, научить его всему тому, что мы уже умеем сами. И на протяжении всей темы Лунтик участвует в разных видах образовательной деятельности : рисует вместе с детьми, выполняет аппликацию, строит, играет, участвует во всех режимных моментах, посещает музыкальные занятия. Итоговое мероприятие у нас – это создание макета нашего города вместе с родителями, на котором Лунтик и его друзья смогут увидеть все, что у нас есть в городе.

Помимо чисто математических заданий стараемся расширять кругозор детей, формируем математические представления в процессе разных видов деятельности.

Математика наука прикладная и наша задача научить детей применять знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности в повседневной жизни.

Например, во время накрывания столов, надо положить столько ложек, сколько тарелок. Выясняем, поровну ли ложек и тарелок. Всем ли детям хватит стульев.

При организации сюжетно-ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. В конце года мы изготовим «деньги», на которых будут изображены геометрические фигуры – один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Дети учатся соотносить и называть и понимать, что за что можно купить.

В игре «Больница» - врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий.

В процессе ознакомления с художественной литературой, со сказками, мы используем прием моделирования: дети закрепляют представление о форме предметов, их величине, цвете, учатся ориентироваться на плоскости – понимая такие пространственные отношения, и предлоги, как – за, рядом, между

Работа по ФЭМП проводится в тесном сотрудничестве с другими специалистами. На физкультурных и музыкальных занятиях совместно со специалистами отрабатываем умение ориентироваться в пространстве, обращаем внимание на такие понятия, как столько-сколько, поровну при выполнении упражнений с флажками, цветами, мячами и т. д.

Наши дети средней группы очень любят играть в кубики, строить из цветных палочек и логических блоков на основе альбомов; также любят играть в игры на развитие логического мышления, на составление целого из частей: «Собери из частей», «Геометрическая мозаика», «Выложи бусы», «На что похоже», «Найди лишний предмет», «Спрячем зайчика от лисы», «Подберем ….

Итоги предварительного обследования на конец марта показали, что наши дети в основном справляются с поставленными задачами. Все усвоили понятия: один и много, различают геометрические формы, при этом классифицируют их по цвету и величине, сравнивают две группы предметов приемами наложения и приложения, пользуются выражениями столько сколько, больше, меньше, поровну, знают и умеют объяснять, как надо установить равенство. Умеют сравнивать предметы по величине, используя прием наложения и приложения, правда, не все дети правильно выражают это в речевой деятельности. Некоторые еще путают понятия (высокий – низкий, широкий – узкий и т. д.). Испытывают затруднения в составлении узоров по заданному ритму.

Так же, активно мы привлекаем к участию родителей. В январе мы провели родительское собрание, на котором говорили о формировании элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни, о том, чему наши дети уже научились, какие задачи еще предстоят. Обозначили направления и темы, знания и умения, которые дети должны к концу года. Рекомендовали обратить внимание на развивающие игры, которые мы используем в группе: игры с блоками, цветными палочками, кубиками. Показали практические приемы работы с ними. Планируем в конце апреля провести открытый просмотр для родителей разных видов деятельности, в том числе и ФЭМП. Наши родители - тесные союзники, большинство из них занимают активную неравнодушную позицию и с удовольствием участвуют в разных видах деятельности. Они помогают нам в оформлении группы, участвуют в совместных мероприятиях – праздниках и развлечениях, в конкурсах и выставках.

В данный период мы находимся в сложном периоде перестройки всего образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами. Ищем новые пути организации образовательной деятельности, пытаемся провести принцип интеграции и комплексно-тематического планирования, не все еще получается гладко, много сложностей в отборе материала, в отсутствии готовых разработанных мероприятий. Но мы не стоим на месте, стремимся организовать образовательный процесс так, чтобы детям было интересно, комфортно, учитывая их индивидуальные особенности. У нас много еще планов впереди и мы надеемся, что в тесном контакте со всем нашим педагогическим коллективом и нашими родителями мы сможем успешно их реализовать.

Публикации по теме:

Принцип интеграции образовательных областей «Принцип интеграции образовательных областей» Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные.

Формирование элементарных математических представленийФормирование элементарных математических представлений К. Д Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития.

Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в режимных моментах Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в.

Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательной области «Развитие речи» В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребёнка, а итогом такого образования является.

Формирование элементарных математических представлений в процессе игрыФормирование элементарных математических представлений в процессе игры Формирование элементарных математических представлений в процессе игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Неделя-Пришла зима (декабрь месяц, ежедневное планирование) День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции.

НОД в рамках интеграции образовательных областей «От зёрнышка к караваю» НОД в рамках интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Труд».с дошкольниками среднего возраста. Тема: «От зернышка.

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности посредством логико-математических игр Представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя Курбановой Г. Ф. «Формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 11:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей» (включая файлы) размещена пользователем Мария Рязанцева (УИ 1837770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД